Перейти к содержимому

Литературно-художественный журнал

Выпуск №2, 2020
ББК: 84(2Рос-Рус)6-5
Б 799 284 стр. 2021 г

Здравствуйте друзья!

Журнал «Филигрань». Его вы не подержите в руках, не перелистнёте послушные страницы, не вдохнёте типографского аромата, не подарите другу со своей подборкой, подписанной «на долгую память». Этот журнал вы не поставите на книжную полку, чтобы вытащить из журнальной толщи в нужный момент в качестве неоспоримого аргумента. Не ткнёте в нос идейному противнику убеждающую строку из журнала. Нет.

Журнал «Филигрань» — для людей, сидящих у мониторов своих компьютеров, листающих айфоны в общественном транспорте или лёжа в кровати перед сном. Долго я пыталась выведать у Эдуарда Филя, в чем мотивация у тех, кто будет публиковать авторские материалы. Ни гонораров, ни – пока! – особых надежд на общественный резонанс, ни славы блогеров… Только название «Филигрань» перекликается с известной фамилией. В чем прикол? «В чем сила», Эд? И ответ нашёлся. Откопала сама в процессе написания этой статьи: «во внутренних мотивациях». В тех самых, которые заставляют жюри интернет-конкурса слушать и переслушивать песни участников, а потом ещё и ломать голову, кому сколько баллов поставить. А потом ещё и напевать полгода полюбившуюся песенку. А потом ещё и переживать о судьбе непутёвого участника. Или, напротив, радоваться, когда наши авторы сочиняют неожиданно ярко или вдруг объединяются в дуэты, ансамбли – для каких-то интересных идей.

Журнал Филигрань – это тоже интересная идея, которая может объединить людей, мотивированных изнутри. Традиционно ориентироваться на внешнее – это вечная гонка и неизбежное соперничество, подсчёты, у кого песня длиннее, а кому больше заплатили. И прочая ерунда. Внутренняя мотивация направлена на другое — на добровольное и осознанное повышение собственной компетентности.

Понятие «внутренняя мотивация» появилось задолго до первых интернет-конкурсов, но здесь, на площадке МГИК, разговор о мотивации мне кажется особенно важным.

Понимаю тех, кого привлекает сам факт песенного соревнования, выступление перед благосклонной публикой, аплодисменты. Или момент получения диплома, приза, рукопожатия «мэтров» и – ура! – признание твоей песни лучшей, а тебя – самым достойным зрительских симпатий. О… Это понятно, внешние мотивации видны и легко определяемы. Но для участия во МГИКе нужны другие причины, о которых только смутно догадываешься. С сочинительством песен – понятно. Этот дар каким-то образом достаётся человеку и ведёт его либо к вершинам аутентичности, либо в самодеятельность. К высокому дилетантизму или шаблонному «профессионализму», в круг понимающих поэзию единомышленников или к конвейеру в «фабрике песни».

Понимаю тех, кого дар сочинительства заводит далеко – им и проза, и стихи, и много музыки только помогают выразить себя.

Понимаю и тех, кто в одиночестве, в захолустье, вдали от аудитории, сидит и напевает под гитарку свои песни. Не надеясь на большие залы, на общественное «вау!», на восторги родных.

Понимаю и тех, кто уже насочинял много чего, но… Ещё не выразил себя, главной идеи своей жизни, сердцевины, главной заморочки и неправильности. Не смог раскрыться, не испытал силу откровения, не почувствовал магнетизм своей личности и песенного дела.

Понимаю и тех, кто робок, потому что не верит в себя. Кто спрашивает: «Да кому это нужно?» и идёт послушать чужое, симпатично сделанное, ритмичненькое и легко входящее во все отверстия всего живого. И интервью знаменитого артиста, как изменял, менял, использовал… Правильно дружил, заводил нужные знакомства… Красиво отдыхал, выгодно покупал…

Понимаю и тех, кто такие рассказы слушает с интересом. Это ведь жизнь во всех её проявлениях. Но где же тут «внутренние мотивации»? Почему говорить о них не модно? А потому что масс-медиа – не для этого. Для этого – надеюсь! – такие специальные журналы как «Филигрань». Чтобы помогать людям из «зоны риска». Творчество ведь – это зона серьёзного риска. Не стану перечислять проблемы, с которыми сталкивается или сживается творческая личность – это тема отдельного разговора, статьи. Мне важнее сейчас, чтобы участники, члены жюри и будущие авторы «Филиграни» осознали свою общность под названием «внутренние мотивации и стремление к компетентности».

Тогда мы точно поймём, на свет какого маяка поплывёт кораблик «МГИК», сверкая всеми гранями. И что напишет очередной вахтенный в бортовом журнале «Филигрань»?

Может быть:

  • Плывём, поем, сочиняем.
  • Огибаем мыс Пандемия. Встречаем трудности, держимся стойко.
  • Учимся на высоких примерах, ошибаемся, преодолеваем неудачи, не теряем бодрость духа и цель.
  • Помогаем друг другу, приходим на выручку в технических вопросах и психологических.
  • Не теряем энтузиазма и творческого настроя в условиях самоизоляции.
  • Отплываем все дальше от коммерческих фестивалей, Грушинского, в том числе.
  • Огибаем проекты, где человек – средство, а не цель.
  • Плывём, радуемся, собираем в круг людей, любящих поэзию.
  • Формируем свою аудиторию, поддерживающую участников конкурса.
  • Обсуждаем важные вопросы.
  • Улучшаем свои навыки в стихосложении и музыкальном сопровождении.
  • Меняемся к лучшему.

Наверняка найдутся те, кто готов дискутировать по поводу содержания бортового журнала. Пожалуйста! «Искусство стратегии» Сунь-Цзы и «Брендинг» Томаса Гэда вам, господа, в помощь. А мне — «Риторика» Аристотеля… Пусть и журнал «Филигрань» поможет нам плыть по правильному курсу во всех частях света.

Ольга Качанова.
Вице-президент Международной Грушинской академии.

Над выпуском работали:

Эдуард Филь
Дмитрий Галь
Алексей Свинухов
Игорь Грызлов
Дмитрий Ревский
Ольга Вавилина

Художественное оформление:
Сергей Алёшин

© Авторы

Группа на ФБ: https://www.facebook.com/groups/filigranis/

Алфавитный указатель номера: