«Любая фотография — это сертификат присутствия»
— Ролан Барт, французский философ-постструктуралист.
Фотография — это прекрасное изобретение, которое показывает нам мир таким, какой он был в ту секунду, когда был сделан снимок. И этот запечатленный мир остаётся с нами навсегда. Самое первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом, а первый устойчивый цветной фотоснимок создан знаменитым шотландцем Джеймсом Максвеллом по методу трёхцветной фотографии в далёком 1861 году.
И с тех пор фотография:
— в каждом человеке открывает художника. Фотография сегодня стала технически доступной любому, что и даёт возможность для собственного самовыражения посредством изобразительного искусства.
— говорит нам о самом важном для нас. Фотографируя, мы сами документируем свою жизнь, архивируем значимые её моменты. Наши фотографии – это наша история.
— это частичка наследия. Остановись, мгновение, ты прекрасно! Разве кто-то из нас задумывался в детском саду, в школе, институте, что, смотря в объектив фотоаппарата на групповых снимках, мы смотрели в вечность?!
— помогает нам в общении. Фотография вызывает у нас желание поделиться с другими тем, что мы считаем важным и прекрасным.
— это очень сложный язык. Визуальный. Это язык, говорящий на уровне эмоций. Языком фотографии можно рассказать историю не только одного конкретно взятого человека, но и целой семьи, коллектива, народа, а порой даже и всего человечества.
— после просмотра изменяет нас навсегда. Военные фотографии или снимки, сделанные в моменты трагедий, стихийных бедствий изменяют наше сознание. Нам даже в их черно-белости не нужно искать цвета. Они приводят каждого из нас к свету в жизни.
«Что мне нравится в фотографии, так это то, что в ней пойман момент,
который ушёл навсегда, который невозможно воспроизвести».
— Карл Лагерфельд
Фотография — это искусство которое занимает ключевое место в современной массовой культуре. Искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента фотоснимка. Такой выбор определяется умением и навыком фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что также характерно для любого вида искусства.
«Фотография – это искусство застывшего времени…
возможность хранить эмоции и чувства внутри кадра».
— Мешак Отиено
О Мастере фотографии. Художнике с большой буквы мы и хотим вам сегодня рассказать…
Содержание
«Красота в глазах смотрящего» Вадим Усков
«Когда Вы фотографируете лицо…
вы фотографируете за ним душу,
-Жан-Люк Годар
Сегодня каждый второй считает себя фотографом. Камеры смартфонов уже обогнали по пикселям большие и тяжёлые «тушки» зеркальных фотоаппаратов. Количество ежедневно публикуемых фотографий в социальных сетях превышает годовые показатели недавнего прошлого. Но означает ли такое количество перехода в качество? Конечно нет. Но что такое качество в фотографии? Ведь у каждого человека свой взгляд на прекрасное. И есть разные оценки одной и той же фотографии. И все же фотография, как жанр изобразительного искусства подчиняется многим правилам, о существовании которых многие не знают. Например, композиция. Но даже если вы усвоили все законы жанра, нужна насмотренность. Нужно регулярно смотреть хорошие фотографии. Что в сегодняшнем потоке сделать все труднее.
Лично для меня фотография — язык, с помощью которого я говорю с людьми. Я радуюсь возможности запечатлеть людей в их открытом, счастливом состоянии. Мне хочется думать, что люди посмотрят на себя-счастливого хмурым зимним вечером и улыбнутся.
И я счастлив, что на моем пути становления в портретной фотографии мне встретился Мастер.
Его зовут Алексей Гольянов. Я рекомендую вам смотреть на его работы хотя бы раз в неделю. Для насмотренности и улыбки. Он очень чуткий человек и «вскрывает» в героях своих портретов очень важные и честные состояния.
Мне выпало удовольствие работать с Алексеем вместе на Грушинском и Ильменском фестивалях. Я ходил с ним по фестивальной поляне и видел, как он позитивен. Как он радуется встречам и фотографирует людей. Я подглядывал выбираемые им ракурсы возле сцены и учился. Я смотрел после очередного фестиваля на его работы и поражался тому теплу и бережности, с которыми он показывает увиденное. Воистину красота мира в глазах смотрящего.
Я прекрасно понимаю, что очень много снятого идёт в корзину. Это и дубли, и фото с закрытыми глазами. К сожалению, не все умеют удалять свои фотографии. А ещё Лёша очень открытый человек. Он с радостью делится секретами ремесла с каждым желающим. Практически на каждом Грушинском рядом с ним ходило несколько начинающих дарований. Они просто вместе делали кадры и тут же, на месте разбирали ошибки.
Сидя на его маленькой кухне в Челябинске, мы пили виски и обсуждали планы на предстоящий фестиваль. Мы нашей небольшой фото бригадой (вместе с Дмитрием и Светланой Рузовыми) хотим сделать несколько баннеров с фотографиями разных лет. А ещё было бы здорово поставить на одном из перекрёстков большой телевизор и показывать лучшие фотографии прошлых фестивалей. А также вновь устроить мастер-классы для начинающих фотомастеров в Грушинской академии. А ещё… словом, планов громадье!
А ещё мы с Лёшей отбираем лучшие фотографии на Международном Грушинском Интернет-конкурсе. И приглашаем всех присылать свои фотографии.
С уважением, ваш Вадим Усков (г. Москва).
Преподаватель факультета фотокорреспондентов имени Ю.А. Гальперина
Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
«Заметная фигура» Светлана и Дмитрий Рузовы
«Фотография – это способ чувствовать, прикасаться, любить.
То, что вы поймали на пленку фиксируется навсегда… она
помнит мелочи долгое время после того как вы все забыли»
— Аарон Суссман.
Работа фотографа состоит из постоянного общения, когда, мимолётно обменявшись взглядом или перекинувшись парой̆ слов с интересным человеком, ты просто обязан успеть сделать ещё и пару кадров. Общения с артистами, зрителями, коллегами. Из фестиваля в фестиваль, из года в год… Не смотря на все это, как-то так сложилось, что заметная фигура Алексея Гольянова, которого, к слову, за деревом не спрячешь, на глаза мне не попадалась до тех пор, пока мы наконец не стали работать вместе. Для кого-то это может показаться плохой̆ шуткой̆, однако поразмыслив минутку пытливый̆ читатель, надеюсь, разглядит здесь профессионализм, выработанный̆ упорным трудом. Тем, который̆ помогает фотографу понять, почувствовать ситуацию в развитии и выйти на интересный̆ кадр, одновременно не бросаясь в глаза окружающим, оставаясь незаметным.
Фотография — суть краткий̆ миг, когда бурлящий̆ поток времени замирает в непредсказуемом калейдоскопе, замирает и затем летит дальше. Именно этот миг для настоящего фотографа становится смыслом всей̆ его жизни. Мне кажется этим живёт Алексей, этим дышит. Ставит мир на паузу и проникается фактурой̆ происходящего, как писатель, которому создатель вместо пера или кисти дал иной̆ инструмент для работы со временем и пространством, с человеческой̆ природой̆.
И как-то странно выходит: и люди то вокруг ходят одинаковые, и мизансцена склонна к повторениям, ан нет! В очередной̆ раз разбирая фестивальные фото Лёши, невольно замечаешь его искреннюю любовь к Человеку. Наверное, лишь через неё возможно впитать в себя, а потом постараться передать другим эту уникальную человеческую природу, черты характера, нотки настроения артиста или зрителя, это не важно, хотя бы и в серых тонах фото!
Это надо видеть!
Этому нужно учиться!
С теплом, Светлана и Дмитрий Рузовы (г. Тольятти).
Фотоработы Алексея Гольянова
Алексей Владимирович Гольянов родился, живёт и работает в Челябинске. Окончил Свердловский педагогический институт (филолог) и ВГИК (кинооператор). Провёл и проводит много персональных выставок в крупнейших городах России, в т.ч. в Москве. Публикует свои работы в российской и зарубежной прессе. Основной объект работ: театр и авторская песня. Член Союза фотохудожников России. Член жюри Международного Грушинского Интернет-конкурса.