«АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, А ЗАВТРА?» часть 1

«На свете лишь любовь и песня
имеют истинную власть…»
Юрий Панюшкин

Песня! Песня? Песня… Самая доступная форма вокальной музыки в жизни человека, которая с начала времён играет весьма значимую роль, сопровождая его и в горе, и в радости, с первых и до последних дней жизни. Ещё со времён античности музыка и поэзия были неразделимы, то есть являлись видом единого искусства, который со всей полнотой отображал жизнь различных социальных слоёв, а также наиболее полно передавал их стремления, эмоции и интересы. Вполне естественно, что в процессе интенсивного развития данного жанра непрерывно появлялись новые виды и подвиды, среди которых особого внимания заслуживают народные, исторические, детские, колыбельные, эстрадные, а также бардовские песни, ещё в 20 веке получивших название авторских.

Авторская песня (АП) – не только социокультурное явление, а обладающий индивидуальными чертами, своеобразный песенный жанр, который зародившись в неформальной тёплой приятельской обстановке, был рассчитан не для эстрадного, а для бытового исполнения. Композиции АП не сочиняются на заказ, а создаются автором на эмоциональном подъёме внезапно и самопроизвольно. На наш взгляд особенностью АП является то, что создателем поэтического текста и музыкального сопровождения композиции, является автор, который не значится профессиональным поэтом или музыкантом. Он же, как правило, под гитарный аккомпанемент, является и обязательным исполнителем своего сочинения. Отметим, что АП принято характеризовать, как поющую поэзию, так как именно поэтический текст занимает в композиции пальму первенства, а мелодическое сопровождение лишь способствует эмоциональному воздействию на слушателей. Помимо этого АП часто называют формой духовного общения людей, которые считают себя единомышленниками.
В жанре АП автор-исполнитель не отделяет себя от аудитории, а демонстрирует своё творчество в ходе простой, доверительной беседы и при этом рассчитывает на ответную реакцию. Такому искусству присуще особая задушевность, глубокая искренность и выражение сокровенных мыслей, а потому оно доступно воспринимается любым человеком и очаровывает слушателей социальной правдивостью волнующих проблем. Поющая поэзия в России имеет многовековую историю и прошла весьма непростой путь от романса до АП.

Русский романс — жанр поэтического и вокально-инструментального искусства романса, сформировавшийся в России на волне веяний романтизма в первой половине XIX века. Ведущий вклад в его становление внесли композиторы Алябьев, Варламов и Гурилёв. Поэзия русского романса в нашем отечестве получила развитие во второй половине XIX века, когда в городах на почве процветавшей там определённой субкультуры единовременно с классическим (написанным профессиональными композиторами и поэтами), стал развиваться городской романс (авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования). Он пользовался большой популярностью. «Золотой век» русского романса пришёлся на начало XX века, когда в 1915 году на российской эстраде появился необычный для того времени поэт и певец Александр Вертинский, который исполнял песенные миниатюры собственного сочинения, а также на стихи мастеров слова Серебряного века, в своей индивидуальной и неподражаемой манере. Современники вспоминали, что Александр Вертинский на своих концертах феноменально воздействовал на публику. Даже взыскательная элитарная аудитория испытывала что-то наподобие гипнотического эффекта. Не будем уходить в историю жанра, перечислять метров – вы все их знаете, об этом много и многими уже написано, слава Всевышнему многие ещё с нами, но «озвучить» здесь определение предмета дискуссии попробуем…

Пусть термин «авторская песня» придумал не Высоцкий, но без Владимира Семёновича этот термин вряд ли прижился бы в бурном на события 20 веке. А вот в 21 веке можно согласиться с определением, высказанным поющим поэтом Юрием Лоресом, что авторская песня (АП) – это интонационная импровизация музыкально-поэтической речи. А можно с ним не согласиться. Хотите поспорить? Но это лучше у фестивального костра или за кружкой ароматного чая на кухне, а на страницах нашего журнала мы предоставляем возможность высказаться нашим друзьям и соратникам. Возможность поделиться своими воспоминаниями и мыслями на тему АП и звучащих иногда слов в СМИ и социальных сетях, что современная АП нужна только самим авторам и находится в мемориальной фазе… Так что же позволило редакции нашего журнала поднять эту исхоженную» тему социокультурного явления в нашей жизни? А это поиск ответа на вопросы:

«Авторская песня: может ли существовать и развиваться в 21 веке?»

Этот неожиданный для себя и всех нас вопрос наш пытливый редактор Игорь Грызлов ставит ребром перед своим друзьям и знакомым, на фестивалях и поездках, до и после концертов уже с 2014 года по сей день. Получил он уже более сотни ответов, так что некоторые из них мы развернём и опубликуем здесь и сейчас в 2021-ом году. Если ответы показались интересными нам, возможно, что будут интересны и вам, и кто-то захочет ответить и развить тему. Споры-разговоры об авторской песне (АП) существовали всегда и не прекратятся ещё долгие годы. Вопрос этот точно выходит за рамки интересов групп и участников Грушинского или Ильменского фестивалей, поэтому мы решили его вынести на всеобщее обозрение культурной общественности всей поющей планеты. Кстати, порадовало нас то, что о том, что такое АП никому объяснять не пришлось, для каждого это давно понятно и она у каждого своя. И ещё информация… В 2020 году, за время так называемой пандемии, продажа гитар в России увеличилась…в три раза!

***

Александр Городницкий (г. Москва) ответил на вопрос лаконично:
«Да, может».

Юлий Ким (г. Москва) ответил аргументированно и весьма оптимистично:
«В год проходит около 400 песенных фестивалей, больших и малых, в одной Америке штук 20. Это дело бессмертное».

Вероника Долина (г. Москва) ответила с лёгкой грустью:
«…о развитии речь вести трудно. О слабом геттовском выживании в узко разрешённых условиях — пожалуй. Но поэзии и свободы — мизер».

Олег Митяев (г. Москва) был краток:
«Авторская песня – это не направление в искусстве, а мировоззрение, определённый взгляд на жизнь».

Павел Фахртдинов (г. Москва) высказался однозначно:
«Конечно, может. И не только может, но и постоянно развивается и существует так, что никуда от неё не деться! Примет тому: Вдовин, Уриевский, Башаков… Всё это, безусловно, авторская песня. Только чуть в другой форме. Но суть близка к изначальной: чувства светлые лирой пробуждать».

Борис Жуков (г. Москва) ответил развёрнуто по сути вопроса:
«Мой ответ таков: не только может, но и существует и развивается. Но при этом нужно не забывать два момента. Во-первых, как бы она ни развивалась, она, вряд ли когда-нибудь снова будет играть ту социальную и культурную роль, которую она играла в 60-х — 70-х. Не потому, что «не дотягивает» или эта роль занята кем-то другим, а потому, что этой роли сейчас вовсе нет. «Но сейчас идёт другая драма…» ((с)). А во-вторых, то, куда и как она развивается, вовсе не обязательно будет нравиться нам — старым любителям старой АП. »

Анатолий Секретарёв (г. Винница, Украина) вскрыл проблемы:
«Авторская песня во всем мире, как и авторская поэзия (сравн. поэзию Бродского и Евтушенко), является одним из средств выявления личностного начала (autor, auctor (лат.) — творец, зачинатель, сочинитель, предвестник и т.д.). И то, и другое — воспетый или оглашённый опыт частной жизни определённого человека, протекающей в определённое время в определённом месте. Развитие авторской песни в любой стране, в т.ч. и России, обусловлено развитием личностного начала в ментальности её народа. Россия — огромная территориально, разнообразная традиционно и весьма редкозаселённая страна. Задача её интеграции чрезвычайно сложна, и личностное начало, необходимо приводящее к дезинтеграции, здесь культивируется с трудом. Отсюда и проблемы развития российской авторской песни (точнее КСП-песни), в которой явственно ощущаются унификация, типизация и сюжетов, и героев, и даже музыки (отсюда пресловутые три аккорда). »

А вот следующие товарищи высказались более широко!
К ним мы с вами приглядимся более внимательно.