Перейти к содержимому

АННА САВИНКИНА «Жизнь — это глагол»

***

Эдуард Филь — поэт, музыкант, продюсер, литературный организатор, член Союза писателей России, Союза офицеров России и Союза машиностроителей. Исполнительный вице-президент Международной Грушинской Академии, руководитель Международного Грушинского Интернет-конкурса и творческого объединения «Пилигримы». Автор книги стихов «Человек рождён для счастья».

Высокий, статный, представительный мужчина в полном расцвете сил. Обладатель приятного голоса с лёгкой хрипотцой и того самого, особенного, чувства юмора, которое и в беде выручит, и от уныния убережёт, и радость приумножит, и всем окружающим настроение поднимет. Эдуарду практически невозможно остаться в одиночестве: люди притягиваются его позитивной энергетикой, заряжаются.

— Вы всегда окружены вниманием, и, я уверена, что по Вам пролито немало женских слёз.

— Не знаю таких случаев, но в детском садике я позволял девочке Леночке заботиться обо мне и завязывать шарф перед выходом на прогулку.

— А сейчас у Вас большое количество поклонниц всех возрастов. Скажите честно, жена ревнует?

— К фестивалю — да. И отпускает меня тяжело, всегда переживает. Но понимает: это моя судьба, часть моей жизни. Жена любит и смиряется.

— Вы больше сорока лет вместе — это чудесно! Я верю в настоящую любовь. У вас две дочери. Правильно?

— Да, Алёна и Даша. Сейчас уже появился внук Александр и внучка Ева.

— По радостному блеску в глазах понятно, что Вы души не чаете в своих внуках.

— Да. Александру я лично выбрал имя в честь дедушки — героя Брестской крепости, прожившего сложную судьбу, но об этом можно прочитать отдельно в книге Сергея Смирнова «Брестская крепость».

— Интересно.

— А я в следующем году хочу издать книгу «Исповедь солдата», в которую войдут документы деда и его дневниковые записи.

— Отличная идея! Полностью поддерживаю! Вы подарили внуку имя, а кто Вам? Эдуард — такое мужественное, твёрдое, в то же время поэтичное имя.

— Ну, здесь обошлось совсем без поэзии. Тогда много мальчишек назвали Эдиками в честь знаменитого советского футболиста Эдуарда Стрельцова.

— Понятно. Вернёмся к Вашей семье. Ответьте на такой блиц — вопрос: семья — это? (три слова).

— Дом, дети, обнимашки!

— Семья много значит для Вас — не просто совместное проживание на одной жилплощади.

— Я живу ради семьи, зарабатываю для семьи, пишу, чтоб оставить им память о себе. Я творю ради семьи, для семьи и, часто, о семье.

— Что ещё вас вдохновляет?

— Мир. И в глобальном и в детальном смысле. Я всего лишь наблюдатель. Главное в вдохновении — успеть записать рождённую в вашей голове мысль, иначе убежит, не поймаешь, не догонишь и за хвост не удержишь.

— Приведите пример конкретной ситуации, из которой появилось стихотворение.

— Хорошо. Возвращаюсь в феврале домой, а на одной из улиц прорвало водоканал, и несколько машин оказались в ледяном плену. Так появилось стихотворение:

В краю непойманных воров
И вечно будущего счастья,
Февраль случился «будь здоров»,
Явив оскал студёной пасти.
Замёрзли чувства и мечты,
Коней железных застреножив,
Он с каждым был кусуч «на ты»
За голые участки кожи…
Там, где морозы крепче водки
-Страшней войны метеосводки
Или доклады ЖКХ
От хитрой Ж к беспечной Х…

— Весело, понятно, близко. О себе вы пишете?

— Стихотворение «Сова»:

Утром совы неопасны.
Днём сонливы, безучастны.
А вот ночью им не спится,
Ведь сова — ночная птица…
Вот и я с утра безгласен,
Безучастен, неопасен.
Шевелюсь едва, едва
-Может тоже я — сова?

— А философские тексты есть? О смысле жизни, поиске ценностей?

Открыв задумчивые двери
В хитросплетенья сентября,
Я сонному лучу доверю
С улыбкой строчку тропаря:

Спасибо, Господи, тебе
За этот день,
За белый свет,
За глубину твоих небес
Надеждой правящих сюжет,
За эту женщину в окне,
За куст рябины за стеклом,
За клин скользящий в вышине
И чай с усталым сухарём,
За всё, что виделось без слёз
За всех кто встретился в судьбе,
За то, что даже не сбылось —
Спасибо,
Господи,
Тебе…

— Спасибо. Вы автор книги стихов «Человек рождён для счастья». То есть, жизнь -это счастье?

— Жизнь — это глагол! А глагол — это действие. Полноценная жизнь может быть только в движении, в действии, в творении.

Я выбираю жизнь,
Мне нравится движенье
Безудержных, пугливых, извечных облаков.
Я выбираю жизнь
До головокруженья
От приближающихся тонких каблучков.
Я выбираю жизнь,
Цветы, тебя и лето
И нашу песню у искрящего костра.
Я выбираю жизнь,
Наставив смерти вето,
Хоть понимаю, в сущности, игра…

— Вы пишите не только стихи, но и песни. Уже при создании чувствуется различие?

— Не всегда. Появляется стихотворение. Оно может лежать, лежать, лежать несколько лет. А потом я беру гитару… и он вдруг поётся.

— Помните Вашу первую песню?

— Да, я посвятил её однокласснице в 15 лет. Потом я писал письма в стихах жене из военного училища.

— Вы сразу стали играть на гитаре?

— Нет. Я окончил седьмую музыкальную школу по классу саксофона. Играл в детском духовом оркестре при ДК четвёртого ГПЗ, пел в детском хоре ДК «Звезда». Даже исполнял сольную партию в произведении «Прощание славянки».

— А когда появилась первая своя личная гитара?

— В 35 лет шестиструнная испанская, купил в Барселоне.

— Чем Вас зацепило именно бардовское направление?

— Я расскажу немного истории. В 1812 году после войны наши солдаты, побывав во Франции, многое перенесли на родину. А конкретно: придомовые садики, клумбы и романсы. Новый вид творчества достаточно быстро «пошёл в народ», начал распространяться. Появился казачий романс, салонный, цыганский (где можно было уходить от нормы стихосложения), городской романс, из которого и вышла бардовская песня.

— Кто является классиками русской бардовской песни?

— Конечно, Александр Городницкий, Булат Окуджава, Юрий Визбор. Большое впечатление на меня произвели поездки Людмилы Зыкиной с гитарой по госпиталям во время войны, где она исполняла песни — поступок, достойный уважения.

— Отличительная особенность авторской песни от эстрадной?

— Музыкальное интонирование русской поэтической речи. Главное — слово, смысл.

— Жанр Авторская\Бардовская песня близок к шансону?

— К классическому, да. Что такое «бард» в переводе с английского? — «Поющий поэт». А это же словосочетание на французском звучит, как «шансонье». Но и там и там, чаще всего, в песнях рассказывается история, не просто повторение бессмысленного набора слов с нарушениями принципов стихосложения.

— Какие инструменты могут использоваться совместно с гитарой в жанре АП\БП?

— Кларнет, аккордеон, баян.

— Часто можно слышать мнение, что бардовские песни достаточно однообразны по тематике и музыке.

— Нет. Однообразие — это клише. На самом деле под музыкальную основу авторами песен берётся огромное разнообразие композиций, от классики вплоть до латиноамериканских ритмов.

— С проблемой плагиата сталкиваетесь?

— Да, бывает.

— А барды песни на заказ пишут?

— Некоторые пишут. Когда кушать хотят. Заказная песня всегда приносит деньги. Но никогда у настоящего барда не выйдет «песня для ног(тела)». Авторская(бардовская) песня для ума и для души.

— Как Вы относитесь к исполнению Вашей песни другим человеком в иной интерпретации?

— Если красивая аранжировка и исполнение, то радуюсь. Песня получает новую жизнь.

— Что Вы пожелаете поэтам и авторам — исполнителям?

— Главное, читайте вслух свои стихи, поёте чаще свои песни, убирайте шероховатости. Но не полируйте до уничтожения в них жизни. И, обязательно, внимательно слушайте, что ваша душа при этом чувствует.

— Сейчас среди молодёжи популярно данный жанр?

— Да. В Самарском Университете есть клуб авторской песни.

— А Вы переиначиваете песни или стихи других авторов?

— Как творческий отклик, то да. Прочитал стихотворение, проникся темой и выдал своё видение, которое получает свою жизнь, а иногда становится песней.

— История Эдуарда Филя на Грушинском фестивале.

— В Грушинский я «вляпался». Сначала приезжал к друзьям, гулял по поляне, пел свои песни. Иногда останавливался в лагере МЧС у сослуживцев по армии, где всегда была готова каша, кровать и гитара.

— Свою палатку ставите?

— Когда как. Жена остаётся в городской квартире. А моя машина последние годы исполняет роль и сейфа проекта, и моей палатки.

— Ваше развитие внутри фестиваля.

— В 2005 году появился первый проект «Времена года» — литературноиздательский конкурс-проект, в котором было две номинации: «поэзия» и «авторская песня». В 2006 году прошла его презентация на Грушинском фестивале. Потом были ещё схожие проекты в 2007 и 2008 годах. В 2009 году меня пригласили руководить главной эстрадой Грушинского фестиваля, а по окончанию предложили сделать свой проект на фестивале, так и появились лагерь и эстрада «Пилигримы». Матрица проекта «Времена года» подошла в дальнейшем на «Международный Грушинский Интернет-конкурс» (МГИК).

— Вы выступаете как участник?

— Нет. Я организатор. Мне времени не хватает, если только немножко поиграть во время настройки аппаратуры.

— То есть, сейчас используется не только гитара?

— Да, подключаются современные электронные устройства. Но я придерживаюсь принципа разумной достаточности в количестве аппаратуры и спецэффектах.

— Но для души петь всё равно хочется…

— Ещё как! Однажды вечерком мы с друзьями-участниками-мужчинами сидели вокруг костра, и решили исполнить свои песни и мелодии, посвящённые разным ситуациям в жизни. Так родился проект «Песни взрослых мужчин», который существует уже полтора года.

— Вы активно участвуете в культурной жизни города Самары, выступаете в библиотеках, книжных клубах и других площадках. Но это же принципиальное различие: Грушинский простор, огромное количество людей и замкнутое пространство библиотеки с ограниченным количеством слушателей. Как вам больше нравится?

— Атмосфера Грушинки.

— Наверное, и на Ваших выступлениях встречаются безучастные, незаинтересованные люди с равнодушными глазами и скучающим видом. Которых хочется встряхнуть хорошенько: «Вы, вообще, зачем сюда пришли?»

— К сожалению. Я выступаю, как Максим Горький: закрываю глаза. Конечно, когда видишь, что человек не смотрит, не слушает, отводит глаза, занят телефоном или каким-либо другим действием — это мешает, сбивает с ритма, с настроя, очень отвлекает. Поэтому, просьба к зрителям — внимательно относиться к живому исполнителю. Он не в телевизоре.

— Поведение опытных участников и новичков на сцене различается? Вы можете, так сказать, «с ходу» определить?

— Независимо от того, в который раз человек выходит на публику, волнение присутствует у каждого. Людям важен сам факт выступления на главной сцене

Грушинского фестиваля. Они к этому готовятся год или больше, переживают,

планируют, репетируют, оттачивают, дополняют, изменяют и тому подобное. Практически не встречается абсолютно спокойный исполнитель.

— Расскажите подробнее о проекте «Пилигримы».

— «Пилигримы» — это территория отдыха, куда приезжают, приплывают, приходят, путешественники (поэты, музыканты, артисты, художники, писатели, фотографы) и собираются в дружеский круг у песенного костра — так написано на сайте проекта. А закон у нас такой: никто никого не обязывает и не заставляет, кто хочет, тот подключается, кто хочет продемонстрировать себя с лучшей стороны, тот выходит на сцену и творит. Здесь поют, сочиняют, танцуют, устраивают литературно — музыкальные вечера. Здесь отдыхают и общаются, а царствуют в проекте только поэзия и поэтическая песня.

— У «Пилигримов» отдельная площадка?

— Да, лагерь и эстрада «Пилигримы» + лагерь МГИК. Руководитель эстрады Наташа Самаркина душа проекта и верная соратница с первых дней.

— Вместительность?

— До девяноста участников в лагере(40-50 палаток). В зрительном зале перед эстрадой от 100 до 200 зрителей собирается порой.

— Организация Вашего лагеря?

— Конечно, песенный костёр! Есть электричество. Комендант «Пилигримов» -Руслан Гапуров — мастер на все руки, сам построил печку «Ракета» на щепе и готовит вкусный плов и домляма. У нас есть свой полицейский, врач, медсестра и конечно аптечка.

— Вы находитесь там, на протяжении всего Грушинского фестиваля?

— Я и другие организаторы приезжаем за неделю в воскресенье, располагаемся, обустраиваем лагерь, эстраду, столовую, кухню. Затем открываемся в среду «Костром пилигримов». Принимаем победителей и призёров МГИК, которые приглашены в летний конкурс. В четверг и пятницу проводим конкурс Поэзии. В субботу проводим награждение и большой концерт победителей и членов жюри МГИК на Главной.

— Расскажите подробнее про Международный Грушинский Интернет-конкурс.

— Это предтеча летнего конкурса и одновременно самостоятельней проект с 2010 года. Приём заявок идёт с января по апрель, затем работает жюри, куда в разные годы входили: Юрий Поляков, Евгений Чепурных, Игорь Волгин, Вероника Долина и многие другие писатели и поэты. А председатель жюри — Александр Моисеевич Городницкий. Победители конкурса могут приехать на поляну сразу в заключительный тур летнего Грушинского фестиваля. Но стать победителем МГИК не просто, отбор очень серьёзный.

— А награды, призы предполагаются?

— Мы вручаем дипломы и, в зависимости от спонсора, призы: футболки, кружки и другие.

— Конечно, люди приезжают к вам не за материальными подарками.

— Да, в первую очередь, это общение, душевная атмосфера. Ещё значимым плюсом нашего проекта стали встречи творческих людей из разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья: поэты и музыканты знакомятся друг с другом, появляются новые творческие союзы и проекты.

— Это замечательно. Как говорится, «место встречи изменить нельзя», но в этом году Грушинский отменили. Что планируете делать?

— Решения пока нет. Много людей задействованы, кто-то уже купил билеты. Как это всё компенсировать, никто не знает. Я расстроен, и не только я. Ощущение, что фестиваль практически умирает.

— Желаю от души не унывать и рук не опускать. Благодаря таким людям, как Вы, Грушинский будет жить, озаряя Поляну светом костров и наполняя мелодией души и сердца, искренне любящие его. Конечно, успехов и процветания МГИКу и «Пилигримам». А авторам — исполнителям и поэтам — творите, творите, несмотря ни на что, обязательно будут люди, которым это нужно.

Вы, как организатор, как идейный вдохновитель, тратите очень много своей жизненной энергии и во время подготовки, и во время самого фестиваля. Как потом восстанавливаетесь?

— Да, сил уходит много. Восстанавливаться потом приходится недели две. Самое важное для меня в этот момент — сон и ванна с морской солью.

— Семья относится с пониманием? Не нагружает Вас дополнительно задачами, которые накопились за время Вашего отсутствия?

— Я благодарен своим близким за возможность спокойно отдохнуть, но при этом свои мужские обязанности я всегда готов выполнить.

— Вы родились в городе Винница, но практически сразу переехали в Куйбышев. Вы полюбили этот город?

— Очень! Искренне! Я считаю Самару родной, но, к сожалению, последнее время я её не узнаю. Город изменился, стал жестоким. Люди более злыми. Жаль.

— Любимое место в Самаре?

— В первую очередь, прекрасная набережная, где волжская свежесть и простор, виды на Жигулёвские горы. Лично нашим семейным местом в Самаре мы считаем Загородный парк. Туда меня однажды привела моя мама Надя. Там мы гуляли с женой с нашей первой доченькой Алёнушкой. Потом дышали кислородом, когда были беременны Дашенькой. Там мы гуляли с семьёй старшенькой, которые ожидали своего первенца, и также, когда они ждали второго ребёнка. Ребята уже сами любят там отдыхать после работы и учёбы. И мы продолжаем гулять, любим, взять чашечку чая или стаканчик мороженого, неспешно пройтись, покормить белочек, наслаждаясь пением птиц, тенью от деревьев и дойти до красавицы Волги.

— Вы не просто восстанавливаетесь, а, как бы перезагружаясь, получаете ещё больший заряд энергии и открываете новые проекты.

— Да. Один из последних — электронный литературно-художественный журнал «Филигрань». Первый номер журнала был опубликован 1 сентября 2020 года.

— Это сетевой журнал?

— В настоящий момент, да, но мы надеемся, он начнёт выходить и в печатном виде с периодичностью несколько раз в год.

— Вы планируете размещать определённую категорию авторов?

— Первые выпуски сформировались по материалам, накопленным за годы работы МГИКа.

— А сейчас?

— Сам журнал уже стимулирует авторов для дальнейшей творческой работы.

— Творчество — это прекрасно, а теперь поговорим об обыкновенной реальной жизни.

— Давайте.

— Подождите, по порядку — детский сад, школа, военное училище. Ваши воспоминания о детском садике.

— В общем, хорошо, весело, интересно было играть с другими детьми.

— Школа. Вы пошли уверенным в себе, подготовленным?

— Да, я уже умел читать, считать.

— Запомнилось, как принимали в октябрята, в пионеры? Захватила государственная идея?

— У меня было хорошее детство. Помню как в новой жилетке с большим букетом цветов и ранцем за спиной, держа маму за руку, я радостно шёл первый раз в первый класс. Помню, как меня приняли в октябрята, в пионеры, в комсомол. В те годы мы семьёй специально каждый год ходили в соседнее фотоателье, а фотографии пополняли семейный фотоальбом. Это всегда были радостные события, ощущение чего-то важного, то, что и сейчас вызывает эмоциональный всплеск.

— Вы уже умели читать. Какую первую книгу помните?

— «Азбука».

— А какие книги понравились именно по содержанию? Каких авторов?

— Жюль Верна, Джеймса Фенимора Купера, Марка Твена, Джозефа Хеллера, Ивана Ефремова, Николая Носова, Алексея Толстого, Льва Гумилёва, Владимира Обручева, Льва Кассиля, Александра Дюма и других… Приключенческие, исторические, фантастика.. .Запомнилась мне книга подвигах лётчиков в годы Великой Отечественной войны Ивана Арсентьева «Суровый воздух». Полюбил поэзию Маяковского, Лермонтова и конечно Пушкина. А вот певучесть поэзии Есенина открылась мне гораздо позже.

— Книги про индейцев писали, в основном, зарубежные авторы. Вы их читали в переводе. В связи с этим вопрос, как Вы относитесь к переводам в литературе?

— Я считаю в поэзии переводчика соавтором. Лучшими являются, на мой взгляд, Самуил Маршак для Шекспира и Наум Гребнёв, который открыл нам мир Расула Гамзатова. Перевод добавляет новые цвета и оттенки произведения для другого народа.

— После школы были метания, куда поступить?

— Нет, я твёрдо хотел стать военным, и поступил в Саратовское высшее военное инженерное училище химической защиты, которое и окончил с красным дипломом в звании лейтенанта.

— Чем запомнились вам шесть лет военного училища?

— О… Много чем.

— Заинтриговали.

— Суровая армейская служба сопряжённая с учёбой. Караулы, наряды, жёсткий распорядок дня. Наша рота считалась спортивной. Также как и других, нас отправляли на заготовки в колхоз, где я был назначен походным шеф-поваром.

— Какими блюдами баловали своих сослуживцев?

— Борщ, перловка, которую, кстати, до сих пор обожаю, картошка с мясом. Без изысков.

— Курсанты — молодые люди. Молодость хочет развлекаться, а дисциплина не позволяет. Как отдыхали?

— Мы устраивали дискотеки. Сами красили лампочки для светомузыки, заказывали бобины для магнитофона с подборками самых новых композиций, покупали лимонад и пирожные и приглашали девушек из соседних ВУЗов.

— Любовь случалась?

— Естественно. Но со своей женой я познакомился в отпуске на базе отдыха «Дубовая роща» в Куйбышеве после первого курса. Она из Ульяновска приехала с родными. Потом я поехал к однокласснику в гости и зашёл к ней на чай, и вот с тех пор вместе «гоняем чаи».

— Но военной карьеры не сложилось.

— Ещё в училище несколько раз писал заявление на отправление в Афганистан. Их отклоняли. Были перспективы, были планы, но пришла Перестройка, а у меня уже семья, которую надо было кормить, родилась дочь. Родители мои рано ушли из жизни. Опираться мог только на себя. Нужны были деньги.

— С работой в те времена было туго практически всем.

— Из рядов Вооружённых сил я уволился в 1993 году по собственному желанию. На «гражданке» устроился зам.руководителя, участвовал в самых разных бизнес -проектах, открывал туристические агентства, ремонтировал складские базы, открывал торговые центры, организовал губернские балы, дни города, другие праздники, соревнования и концерты.

— Так организаторские способности у Вас проявились уже давно?

— Уже в старших классах я исполнял обязанности зам.секретаря комсомольской организации школы, также был секретарём комсомольской организации в военном училище.

— О чём тяжело вспоминать?

— О смерти отца и матери.

— Сочувствую. Но касаясь Вашей деятельности?

— Жалею, что не продолжил научную деятельность. Химия меня по-настоящему привлекала. Жалею, что не сложилось со службой. На мой взгляд, другие сокурсники больше смогли реализовать себя. Рад за них.

— Как справлялись с психологической точки зрения?

— После увольнения со службы в период безработицы и безденежья я случайно оказался в одной компании с психологом. Он задал мне, казалось бы, простой вопрос: «Что ты можешь делать, за что платят деньги?» Я ответил: «Скажут, могу ракету построить, скажут, могу дом построить». А он мне ещё раз: «Что ты МОЖЕШЬ сделать, за что сейчас ПЛАТЯТ деньги?» Я задумался, а через неделю нашёл ответ и нашёл работу.

— Весь Ваш опыт обязательно пригодится и Вашим детям, и Вашим ученикам, и просто Вашим молодым знакомым. Всё не зря! Вы делаете именно то, для чего именно Вы и нужны в этом мире.

— Ваши пожелания молодёжи.

— Любите жизнь! Живите здесь и сейчас. Пойте больше русских песен, в них раскрывается душа, они помогают жить. Мне горько видеть, как иностранными словами ребята называют свои ансамбли, песни, да и тексты пишут и исполняют не на родном языке. Но, чего греха таить, сами виноваты: впустили иностранную культуру в себя, в свой народ, а теперь возмущаемся. И у меня просьба к молодёжи: возвращайте русский язык, слушайте русские песни, сочиняйте на родном языке, вкладывая свою народную русскую душу!

— И, пожалуйста, в финале ещё одно стихотворение:

Я слышу музыку в словах,
И ритм ловлю под пульсом слога
— возможно, это всё от Бога,
Как запах счастья в волосах,
Как мимолётная тревога,
Что налетает невзначай
Под гомон перелётных стай
И послевкусье эпилога.
От Бога всё, мой друг,
От Бога —
И эта нудная дорога,
И этот вездесущий май…

Эдуард Филь на презентации сборника «Пилигримы времени» в Москве 2018 год

——————— оОо ———————-