Перейти к содержимому

ВАЛЕРИЙ МАКЛЕР «50-ый Грушинский»

В воскресенье 2 июля 2023 года в Самарской области завершился 50-й Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина. В этом году гости юбилейного фестиваля смогли отправиться в ретро-путешествие, погрузиться в атмосферу 70-х годов на Поляне, послушать песни бардов на площадке «У Грушинского костра», прогуляться по «Аллее фестивалей» и узнать о развитии движения авторской песни в стране. Юбилейный фестиваль за четыре дня посетили 56 000 человек.

Фестиваль прошёл в рамках Марафона авторской песни России 2022-2023 с использованием гранта Президентского фонда культурных инициатив и при поддержке и участии Правительства Самарской области, госкорпорации «Росатом», Фонда Олега Митяева и Самарского областного Грушинского клуба. Вопросам развития фестиваля все последние годы серьёзное внимание уделяет Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. Генеральным спонсором фестиваля в этом году  выступила компания Био-тон. Председателем Большого жюри летнего конкурса стал поэт, классик авторской песни Вадим Егоров.

Итоги конкурса 50 Всероссийского фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина

Лауреаты:

  1. Ансамбль «Консонанс» (Кулаев Александр, Кадочникова Ирина, Кулаева Оксана, Пащенко Оксана, Кулакова Наталья, Чинёнов Александр) г. Екатеринбург, ансамбли, «Самба одной ноты», (А. Иващенко, А. К. Жобим),
  2. Гафарова Рената, г. Казань, исполнитель, «Объяснение в любви» (А. Дидуров, С. Канашенко),
  3. Мальцева Екатерина, г. Ижевск, автор, «Кормилец испытывает стресс»,
  4. Клочнев Сергей, г. Москва, автор, «Белиберда»,
  5. Фомина Анна, г. Москва, поэзия, стихотворение «Провода».

Дипломанты:

  1. Ансамбль «Поколение NEXT» (Алферова Ирина, Яшкин Дмитрий, Мазурин Александр, Рожнина Анна), г. Москва, «Птицелов», (Э. Багрицкий, С. Никитин),
  2. Матов Даниил, г. Тула, исполнитель, «Не о такой я мечтал» (В. Д’ркин),
  3. Ансамбль 4G (Верестникова Ирина, Валихметова Юлия, Крюкова Дарья, Федотова Милена), г. Уфа, «Трамвайчик» (В. Вотинцева, Н. Вотинцева),
  4. Смолова Мария, г. Москва, автор музыки, «Одиночество» (И. Бродский).

Специальный приз жюри получил

— ансамбль «Жигули» (Моисеев Илья, Шайхутдинова Эльмира, Сайткулова Ирина, Родионов Лев, Карпаев Матвей, Рассамахина Виктория, Белогоркина Анна, Чиханова Александра, Ефремов Борис), г. Самара.

Лауреат детско-юношеского конкурса авторской песни фестиваля имени Валерия Грушина

—  Агафонов Арсений, г. Аша, исполнитель «По дороге на Эльбрус» (С.Светлов).

Победители конкурса поэзии фестиваля имени В.Грушина

— Лещинская Елена, г. Магнитогорск, «Ничего человеческого»

— Тейт Эш, г. Москва, «Колокольчик»

Вместе с лауреатами этого года на сцене «Гитара» выступили признанные мэтры жанра, известные авторы и исполнители: Вадим Егоров, Валентин Вихорев, Вадим Мищук, Виктор Третьяков, Тимур Шаов, Борис Щеглов, Валерий Боков, Елена Фролова, Грушинское трио, Анатолий Киреев, Сергей Данилов, Наталья Кучер, Тимур Ведерников, Василий Уриевский, Павел Пиковский, Вячеслав Ковалев, Олег Медведев и многие другие.

Всего в фестивале приняли участие более 110 артистов. Они выступали на 13 концертных площадках фестиваля: сцена «Гитара», «Главная», «Пилигримы», «Многоголосье», «Междуречье», «Время колокольчиков», «Чайхана», «Дорожная», «У Грушинского костра», «Квартира», «Кольский бугорок», «Детская поющая республика» и «Победа».

Фото Вадима Ускова

Внимание на всех площадках было уделено патриотической, воспитательной программе, лауреат Грушинского фестиваля 2002 года полковник Михаил Калинкин выступил в  Гала-концерте на Гитаре с песней «Нам нужна одна победа» из кинофильма «Белорусский вокзал». На «Аллее фестивалей» работал музей, на стендах которого рассказывалось про подвиг Валерия Грушина, чьё мужество и готовность помочь людям сегодня служит примером подрастающему поколению. Интерактивная карта фестивалей знакомила посетителей с многообразием площадок для знакомства с авторской песней в России. Все желающие могли сдать нормы ГТО на специальной площадке. На площадке «Детской поющей республики» историю страны в песнях рассказал Сергей Ломакин, а Тимур Ведерников и Екатерина Котеночкина не только представили концертную программу, но и поделились тем, как работают над своим патриотическим проектом «Музыка вместе».

В рамках 50 Грушинского фестиваля прошли выступления, посвящённые 85-летию со дня рождения великого поэта, автора, актёра Владимира Высоцкого. Никита Высоцкий лично исполнил несколько песен своего отца.

Фото Алексея Гольянова

Уникальными событиями фестиваля стали спектакль «Сколько песен спето у твоих костров», создание карты Грушинского прямо на Поляне (на ней отметили 273 города России), проект «Поёт Поляна!», во время которого артисты на сцене были только дирижёрами, а все песни исполняли зрители, выставка «Пять десятилетий лауреатов Грушинского». На  фестивальной поляне был построен и спущен на воду парусник «Валерий Грушин».

Основные концерты 50-го Грушинского фестиваля можно было увидеть в прямой трансляции на официальном сайте фестиваля и в социальных сетях.

Детскую сцену и детскую игровую площадку за все дни фестиваля посетили почти 4 тысячи человек. Здесь работали выездные библиотеки, игровые комплексы, проходили викторины. Около 5 тысяч гостей приняли участие в спортивных активностях. На спортивных площадках можно было пострелять из лука, сыграть в футбол, волейбол и другие игры. Прошла Парусная регата. Состоялся традиционный футбольный матч между Сборной Мира и сборной Самарской области, с участием ветеранов футбольного клуба «Крылья Советов».

В рамках фестиваля прошёл круглый стол, посвящённый развитию внутреннего туризма «Туристскими тропами». Всего на 50-ом Грушинском фестивале прошло порядка 200 мероприятий, включая концерты, мастер-классы, творческие встречи и прочие активности.

Для обеспечения безопасности участников на протяжении всего фестиваля работали оперативные службы: сотрудники полиции, ЧОП, МЧС, спасатели, медики и медицина катастроф. Смертельных случаев зарегистрировано не было.

Как не потерять себя и обрести друзей

или Путь «Пилигримов»

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.

Юрий Левитанский

 На первом Фестивале я физически быть не мог – родился на год позже. А к авторской песне пришёл лишь в 80-х, сначала – в вокальной студии «Дрозды» Куйбышевского дворца пионеров, а потом – в археологических экспедициях, у вечерних походных костров. А лет двадцать пять назад повезло приобщиться и к главному бардовскому фестивалю страны – как дизайнеру, делавшему «бейджи» для гостей и служб фестиваля, создававшему афиши на концерты в межфестивальный период и оформлявшему кассеты с дисками для бардов с самарской пропиской.

За эти годы и услышал многих, и познакомился как со многими авторами и исполнителями авторской песни, так и с зрителями, которые не представляют свою жизнь без Фестиваля. И, должно быть, имею право поделиться несколькими мыслями из разряда «Откуда идём» и «Куда придём»…

Любая фестивальность, карнавальность, балаганность – явление исключительной свободы и отдохновения души. Из века в век люди всех сословий, любого достатка, разных культурных предпочтений с нетерпением и надеждой ждали праздника – будь то российская Масленица, западноевропейский карнавал или китайский. Когда после будничной повседневности приходит Праздник. И ты на несколько дней переносишься в чудный мир стихов, песен, дружбы, свободы…

Фото Натальи Козыревой

К сожалению, Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина на данный момент потерял многое из того, почему и для чего был, собственно, создан. Да, есть массовость, организация, звук и свет, торговля и туалеты. Но имеет место быть и данность, которую проблемой- то не назовёшь. Это уже беда.

Фестиваль ведь – явление не случайное. Какому-то особому типу людей захотелось быть и жить именно так. Но с течением времени ядро состарилось, и начало уходить, второму поколению – и то уже 60… Коммерциализация и массовость сыграла Фестивалю дурную службу. Вступили в противоречие самые важные составляющие – дух и буква Закона Фестиваля.

«Буква» — это всего лишь формальное воспроизведение Закона. Но любой закон мёртв без духовной составляющей. «Дух» наполняет структуру жизненностью, наделяет форму энергией смысла.

Фестиваль ведь никуда не денется, пока он – «бренд» Самарской области, будет финансироваться, форма и структура выживут. А вот смысл… «Тело» фестиваля становится гомункулусом, лишённым духа. Нечто подобно уже произошло на наших глазах – с Олимпийскими играми.

Если проводить аналогию с развитием государства (а Фестиваль – несомненное государство, настоящая страна авторской песни, со своим народом, правительством, языком, традициями), то нынешняя ситуация напоминает эпоху Средневековья, когда Европа (да и Русь) была пёстрой картой из герцогств, графств и баронств, лишь формально объединённых в какие-либо государства. И пока не появились идея и воля, объединяющая вокруг этой идеи людей одной культуры – стран-государств не возникло.

Идеи, духовность на пустом месте не возникают. Но мы этот этап уже прошли – желание собираться, общаться, сочинять стихи и прозу, петь и играть, никуда не исчезло. Надо лишь вложить душу в обновлённое тело. А любое тело развивается от сердца, как страна строилась от столицы, в которой всё – душа, мысли, идеи и сила. Нарушение духа закона происходит и при попытке подчинить букве закона его дух.

Международный Грушинский интернет-конкурс (МГИК) одухотворённостью своей может, нет, должен стать той точкой опоры, эпицентром для обновления, очищения, оздоровления духа фестивального движения. Работа с текстами и музыкой, сетевые мастер-классы и конкурсы, экспертная оценка и рекомендации, общение между участниками – и, как, апофеоз, публикации в сетевых журналах и сборниках, живое участие авторов в концертах и Грушинском фестивале. Ведь использовать Интернет по его первоначальному назначению: для коммуникации, связи между людьми — что может быть проще и логичнее. МГИК может служить фильтром для отделения зёрен от плевел, клубом в настоящем, а не формальном значении этого понятия. И чем активнее и последовательнее мы будем в нашем деле, тем лучше и эффективнее будет результат.

Наполненные духом люди, обладающие волей, как сказал Гегель – «Воля есть первопричина всего» насытят жизнь духовностью, смыслом, музыкой и поэзией. Таков наш путь, и иного не дано…

А теперь – слово участникам юбилейного 50-ого Грушинского, нашим прекрасным «Пилигримам»: Стефании Даниловой, Елене Лещинской и Веронике Сенькиной.

Как в этом году проходил Грушинский фестиваль

Поэт, журналист Стефания Данилова (Санкт-Петербург)

Можно долго говорить об истории создания Грушинского фестиваля. О том, что в этом году приехало 56 тыс. человек из 273 населённых пунктов. О том, как горела от восторга знаменитая «Гора». О том, как пели всей Поляной, и о спущенном на воду паруснике «Валерий Грушин», более романтичном, чем петербургские «Алые паруса». Однако мы предлагаем взглянуть на жизнь одного из главных лагерей фестиваля изнутри.

«Пилигримы»

Это лагерь для тех, кто хочет погрузиться в фестиваль максимально глубоко. Его капитан Эдуард Филь уже много лет создаёт вокруг «Пилигримов» историю: конкурс МГИК (Международный Грушинский интернет-конкурс), сцена, мастерская поэзии, авторские сувениры и добрые традиции. Бренд-менеджеры назовут этого человека креативной индустрией во плоти. Но здесь термины оставлены там же, где регалии, проблемы и плохое настроение. Вместо них сюда берут «КЛМН» (походный набор посуды) и музыку. И девиз из «Играй» Павла Фахртдинова: «Не страшно, что кто-то сфальшивил, он хоть попытался сыграть!»

Тут считают, что нет тех, кто не умеет петь. В дружном хоре голосов найдётся место каждому: и певцу со стажем, и девочке, впервые взявшей в руки гитару.

МГИК

Это — составная часть конкурса «Грушинки», флагманский проект Эдуарда Филя. В 2023 году была подана 131 поэтическая заявка. Конечно, авторам можно приехать и на живое прослушивание. Однако онлайн-жернова в десятки раз беспощаднее офлайна. Победители МГИК сражаются за звание лауреата либо дипломанта Грушинского фестиваля.

Многие признаются, что им более чем достаточно уже полученной регалии. Дело в том, что дипломы МГИК подписаны председателем жюри — самим Александром Городницким, живой легендой. Его «Атлантов» до сих пор поют у костров, а в этом году мэтру исполнилось 90. Многая лета, Александр Моисеевич!

Куда везёт Пегас?

Сцена «Пилигримов» выполнена в виде повозки, запряжённой добрым осликом и Пегасом. И на ней можно уехать очень далеко. В детство. В счастье. В праздник.

На этом приспособлении «привезли» 56 часов живой музыки и поэзии. Люди образовывали затор на дороге, останавливаясь послушать и заснять на телефон. Вот импровизирует Тейт Эш и группа «Скит». А это Константин Завалин задорно поёт «Ёмана-ёмана-ёмана», и ему кричат «Браво!» из соседних лагерей. Дмитрий Матюшкин сокрушается в своей песне, что давно не бывает бесплатного сыра в нашей стране — больно он дорогой. И, разумеется, дорогие сердцу песни самого Эдуарда Филя: «Там, где солнце встаёт», «Милая», «Время ответы найдёт»: подпевает весь лагерь.

Мастерская поэзии

Поэзия — пограничный жанр, её при желании легко превратить в песню. В мастерской Тейт Эш, победителя МГИК-2022, разгорелся нешуточный спор про то, нужны ли вообще толстые журналы. Отведённые на семинар часы давно закончились, а участники продолжали ожесточённо дискутировать прямо на траве.

За спором следили поэты из других лагерей, которые незамедлительно забрали мастера к себе и попросили обучить и их тоже. А на следующий день Тейт отмечала день рождения, и от благодарных семинаристов не было отбоя.

Не «Гитарой» единой

Когда все массово направились в сторону сцены «Гитара», из «Пилигримов» почти никто не ушёл. Там были все свои и всё своё: гитара — и не одна, и, конечно же, атмосфера.

Музыканты вспоминали фестивальные байки до самого утра, чай пьянил не хуже настойки калгана. А шеф-повар лагеря Руслан Гапуров не имеет страниц в соцсетях, но мастерски готовит басму и плов.

Многие так и остались там, в ночном лагере под звёздным небом, где оглушительно пахнет чистым воздухом Мастрюковских озёр и свежей зирой, и тем неуловимым запахом из детства, когда всё ещё так незнакомо, и ничего ни у кого нет, кроме сияния, музыки и любви.

Знаете ли вы, что…

…сокращать название фестиваля до «Груши» организаторы не рекомендуют. Очень ругаются, когда так произносят со сцены. Приемлемо: «Грушинка», а лучше всего — «Грушинский фестиваль». «Мы — не про фрукт, мы — про Валерия Грушина!» — подчёркивают они.

…футболка с грушей была. Одна. Small Pear Club. Но этот фрукт к проекту отношения не имеет. Символ фестиваля — гитара, в лавках они на любой вкус и цвет: на 3D-принтере, керамические, берестяные. С отметкой «50-й, юбилейный» — дороже.

…в этот раз практически не было костров, кроме сцены «У Грушинского костра». Готовили на мангалах, газу и ракетных печках. Поэтому волосы по возвращении почти не пахли дымом, как обычно бывает после слётов и походов (что несколько жаль).

…наш корреспондент не мог побывать на всех сценах и во всех лагерях, но, основательно исследовав фестиваль, свою любимую песню — «Перевал» Юрия Визбора — он не услышал ни разу.

…в каждом лагере по ночам дежурила полиция, что позволило снизить количество эксцессов, свойственных многолюдным опен-эйрам, до минимума.

…полюбилась всем и «Аллея фестивалей» — проект, придуманный Алексеем Витаковым на «Покровском Соборе-2020» и взятый в оборот организаторами разных проектов. Благодаря ей гости смогли узнать о фестивалях авторской песни во всех округах России.

…особое внимание привлекли значки с главными лицами жанра — Юрием Визбором, Адой Якушевой, Виктором Третьяковым, а также золотыми цитатами из их хитов. Авторская песня — это настоящая субкультура, это модно!

…на главной сцене фестиваля, перед свидетельством нескольких сотен зрителей, было сделано предложение руки и сердца. Девушка согласилась.

Цитата
Сергей Канунников, группа «Возвращение»:

— Для меня фестиваль стал таким личным Новым годом с 2006-го, и я стараюсь не пропускать его: мы там встречаем самых близких людей. Мы с женой познакомились на Грушинской поляне: она благословила наш брак, и самое главное, что в этом году удалось привезти сюда нашу дочь Настю. И в этом моё простое человеческое счастье.

Выбор «РГ»

ТОП-7 «Грушинских» песен

  1. Павел Пиковский — «Меняй».
  2. Сергей Канунников — «Айно».
  3. Александр «Сэро» Коньков — «Дорожный блюз».
  4. Дмитрий Дубров — «Смерть глотает блесну».
  5. Мария Смолова и Павел Четверин — «Моё море».
  6. Тейт Эш — «Я ещё живу».
  7. Эдуард Филь — «Время ответы найдёт».

Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск: №146(9091)

До будущей Горы!

Поэт, журналист Елена Лещинская (Магнитогорск)
— о 50-м Грушинском фестивале

В 1967 году на сибирской реке Уде студент Куйбышевского авиационного института Валерий Грушин погиб, спасая детей. Год спустя, в 1968-м, друзья собрались на слёт в память о нём. И по сей день подвиг Валерия Грушина объединяет авторов, исполнителей, слушателей песен под гитару со всей России и из-за её пределов. Традиция не прервалась ни в 1980-1985-м, годы официального запрета Грушинского фестиваля, когда он проводился полуподпольно, ни во время пандемии коронавируса, когда пришлось на два года уйти в онлайн-формат. В постпандемийном 2022-м ощущалось, как грушинцы соскучились по родной поляне, любимым бардам и встрече с друзьями. Но ещё больше гостей – 56 тысяч человек из 273 городов – собрал юбилейный, пятидесятый Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина.

Огромная фестивальная поляна раскинулась на Мастрюковских озёрах – протоках Волги – недалеко от Самары и Тольятти. В этом году вместо старой железной лестницы выстроили деревянную, ведущую на фестиваль с железнодорожной станции «Платформа имени Валерия Грушина», куда прибывает электричка «Грушинский экспресс» с оригинальными столиками в форме гитар. Если споры о достоинствах и недостатках новой лестницы не утихают, то красота её подсветки сомнений не вызывает. А какая потрясающая панорама открывается сверху! Поэтому те, кто прибыл на автотранспорте, поднимаются наверх для фотосессий – или чтобы снять на смартфоны торжественную, с оркестром, встречу «Грушинского экспресса». К слову, станция в последние годы преобразилась до неузнаваемости, это уже не прежний скромный полустанок «135-й километр», и более того – здесь есть своя сцена.

Итак, бескрайняя панорама – то, что непременно надо видеть новичкам, да и грушинцам со стажем она не приедается. И, конечно, старожилы советуют тем, кто на фестивале впервые, непременно посетить передвижную экспозицию, посвящённую Валерию Грушину.

Главный секрет правильного Грушинского фестиваля – грамотно выбрать место проживания. Кому-то по душе тихий островок соснового бора рядом с пляжем, а кто-то – и автор этого материала в их числе – предпочитает селиться ближе к центру, где сразу до нескольких сцен рукой подать. Я в который раз жила в замечательном лагере «Перевал», в этом году отметившем десятилетний юбилей. Гостеприимная, добрая компания, в которую легко вписаться с семьёй или в одиночку, круг палаток за баннером «Перевал» – мой грушинский дом. Друзья из Самары, Саратова, Саранска, Москвы, магнитогорцы уже скучают по вам! Приходишь усталый после забега по концертам или волжского заплыва – и есть с кем поделиться впечатлениями. Для тебя непременно вскипятят чайник на походной газовой плитке – жечь костры не рекомендуется, – предложат перекусить, а если надо, то поделятся содержимым дорожной аптечки. И составят компанию.

«Ты идёшь на Митяева? Уже скоро! – Да, конечно!» – где, если не здесь, можно услышать классиков, чьи песни когда-то переписывал в тетрадку? Вадим Егоров, Вадим Мищук, Анатолий Киреев, Вячеслав Ковалёв… Для любителей бард-рока и бард-фолка – сцена «Время колокольчиков». Для ценителей современной авторской песни – сцены «Квартира» и «Междуречье». Название площадки «Чайхана» говорит само за себя, – кстати, «рулят» ею наши друзья, талантливые уфимцы Стэм Файрушин и Владимир Кузьмичёв. А на площадке «У Грушинского костра» наливали горячий чай всем желающим – котелок всегда на огне. И это далеко не все сцены. Главная концентрирует в своей программе всё самое интересное.

Изюминками Грушинского-2023 стали программа «Рука в руке», когда одарённые дети поют вместе с именитыми бардами, и проект «Аллея фестивалей», где были представлены и уральские бардовские события, из которых особо хочу отметить полюбившийся магнитогорцам фестиваль «Белая река» (6+), проходящий в последние выходные августа под Белорецком.

Сольные концерты классиков и восходящих звёзд авторской песни – стержень грандиозного фестиваля на Мастрюковских озёрах. Грушинский вобрал в себя лучшее, что есть в жанре. Среди моих самых сильных впечатлений – великолепный автор Сергей Данилов и прекрасный гитарист Михаил Брунец, благодаря которому давно знакомые песни не слишком отличаются от классического звучания знаменитого дуэта Александр Гейнц — Сергей Данилов. Эти песни публика встречала овациями и тогда, и сейчас! Вспомнилось, как четверть века назад я возвращалась с Грушинского с пустым кошельком и пустым желудком, зато с кассетами любимых бардов, в числе которых были и они… И ещё во времена моей юности великой ценностью были плёнки с песнями Виктора Третьякова, Елены Фроловой, Тимура Шаова – так здорово слышать их вживую!

Праздником была возможность послушать иркутского барда Олега Медведева, – кстати, часть слушателей приезжает на волжские берега именно ради него. На этот раз – даже из Якутии. «Песни, которые помогают жить», – самый распространённый отклик на его творчество. Подтверждаю: так оно и есть.

Самые душевные концерты и первые два тура поэтического конкурса Грушинского фестиваля идут на сцене «Пилигримы». Её руководитель Эдуард Филь – настоящий подвижник, именно он создал Международный Грушинский интернет-конкурс, победа на котором позволяет выйти сразу в третий тур конкурса Всероссийского фестиваля имени Валерия Грушина, а призовые места – во второй. А ещё он стал инициатором и главным организатором фестивальной «поэтички». В своё время ему в ответ на вопрос, почему на Грушинке обойдены вниманием поэты, сказали: «Надо? Сделай». И он сделал! С 2017 года с удовольствием участвую в грушинском поэтическом конкурсе.

А ещё на «Пилигримах» идут творческие дискуссии. Поэтическую мастерскую вели Тейт Эш – её мощными стихами я несколько лет зачитываюсь – и глубокий, тонкий, проникновенный лирик Вероника Сенькина. Они помогали авторам осознавать свою мотивацию в поэзии («неправильных ответов не существует!»), выстраивать мостик между стихами и слушателями, давали вдумчивую обратную связь. Разговор шёл корректный и уважительный, на равных. Тем, кто способен вывести тебя на новый уровень, не обязательно делать важный вид, чтобы доказать свою значимость. Им достаточно быть собой. Причём ведущие мастерской одинаково бережно говорили о стихах сильных и не очень. Не давая оценок, они делились опытом, как поэту уйти от штампов и научиться выражать мысли и чувства собственным голосом. Разумеется, времени нам не хватило – плотная программа фестиваля не предполагала продолжения мастерской, и всё же эта возможность нашлась – желающие во главе с Тейт переместились в наш лагерь «Перевал», расположенный по соседству. И мы ещё долго общались – отвергая и соглашаясь, открывая для себя что-то новое. Так, поэт и культурный деятель Стефания Данилова дополнила начатую Тейт Эш тему толстых журналов, актуальную для многих современных авторов. (К слову: а ещё Стефания приготовила сюрприз для товарищей по Международному Грушинскому интернет-конкурсу и всех зрителей: на Главной сцене звучала музыкально-поэтическая композиция о дорожной романтике, созданная ею в соавторстве с Александром «Сэро» Коньковым.) В мастерской участвовала и рязанский поэт, лауреат Грушинского-2022 в номинации «Поэзия», член жюри-2023 Галина Семизарова, стихи которой отличают глубина и пронзительная искренность.

Открытая мастерская предполагает общую вовлечённость в беседу, разговор и с мастерами, и с собратьями по перу. Так создаётся не только песенное, но и поэтическое грушинское братство, та среда, которая вдохновляет и даёт стимул работать над собой.

Одним из дорогих моему сердцу событий стала встреча с поэтом, журналистом, лауреатом литературных премий, культурным деятелем Ириной Алексеевой. По итогам фестиваля «Витебский листопад» (6+, 2021) мне посчастливилось получить её специальный приз – публикацию в альманахе «Яблочный Спас» (16+) и чудесное фарфоровое яблоко. После вручения награды мои стихи открыли музыкально-поэтическую программу Ирины Алексеевой и её соавтора Валерия Афанасьева на «Пилигримах».

Разумеется, каждому конкурсанту – и поэту, и барду – хочется выйти и на легендарную плавучую сцену в форме гитары, когда перед тобой – сияющее небо ночной Горы, на котором зрители зажигают звёздочки-фонарики. Это право даётся только лауреатам. Не зря я болела за песню московского барда Сергея Клочнева «Белиберда», – вопреки «легкомысленному» названию, у ироничной композиции весьма серьёзный подтекст. Радостно было видеть Сергея на Гитаре! А в номинации «Поэт» лауреатом стала разносторонне талантливая Анна Фомина – автор стихов и песен. Аня стала моим открытием на ГФ-2023. О себе она рассказывает: «Родилась и выросла в городе Сергиев Посад. Тружусь в Москве. Сам себе режиссёр, волонтёр, актёр, директор, протектор, затейщик и расхлёбщик. Многолетний организатор фестивалей Prostofest (16+, Москва), «Шокофест» (16+, Москва и Московская область), «Дивные Берега» (16+, Калуга), «Солнцестояние» (16+, Москва–Петербург), «БабРок» (16+, Москва). В качестве музыканта (клавишные) работаю в разных жанрах: арт-рок – группа «Театр Одного Вахтёра», пост-бард-рок – группа «ТуткактуТ», а также мелодекламация, дуоспектакль «Фомина-Лилеева» (16+). Убеждена, что искусство и любовь спасут мир».

Все четверо финалистов – Анна Фомина, Тейт Эш, Стефания Данилова и я – получили дипломы победителей конкурса поэзии ГФ-2023, что, конечно, греет душу, и читали стихи на Главной сцене в рамках концерта участников третьего тура, который открывает новые имена и потому собирает немало зрителей. У меня очень тёплые воспоминания об этом выступлении. Финалистки поздравили друг друга с успехом, пожали друг другу руки. Удивительное ощущение: ты поднимаешься на Главную – и тебе вслед искренне желают удачи. Перед тобой – люди, деревья и небо. И остаётся только произнести слова.

https://magmetall.ru/news/kultura/do-budushchey-gory/

«Душу всю наизнанку…»

Поэт Вероника Сенькина (Москва)

Думаю, что самые верные решения в жизни принимаются в один миг. Который «между прошлым и будущим». Так я решила поехать на Грушинку. Впервые. Собиралась целых десять лет. Как молнией: сейчас или никогда, неважно каким образом я туда попаду, но я еду. И поехала.

Нужные слова предательски ускользают, а те, что попадаются, слишком сентиментальны, и совершенно не понятно, как быть. Так я растерялась, когда Эдуард дал мне слово перед конкурсом поэзии. А хотелось сказать очень многое!

Это необычайное счастье, когда ты рассказываешь, что тебе «снилось слово», уточняешь: не буковки, не написанное слово, а просто СЛОВО, и прекрасная Инга одобряюще кивает головой, мол, да-да, ясно, обычное дело.

Это когда ты бросаешь недопитую чашку кофе и летишь к сцене «Пилигримов», потому что слышишь знакомый голос, тональность и тебе непременно надо запечатлеть, запомнить. Но снимаешь, глядя поверх, потому что, ага, тот самый «миг» невозможно отдать даже камере собственного телефона. Он только твой.

Это когда на кухне пахнет невероятным борщом, а потом волшебными кушаньями Самарканда, и всплывают воспоминания из детства, далёкие, щемяще-тёплые…

Это слезы, которые невозможно сдержать, когда слушаешь юниоров, потому что… ну, вот же оно, будущее! И уже без удивления констатируешь: у тебя с ними ОДНИ песни, ОДНИ стихи. Все правильно, так должно быть и так есть.

Это когда ночью идёшь гулять за пределы родных «Пилигримов», и тебе не страшно, ибо кругом единомышленники. Люди разных возрастов, со всех уголков страны, но одной сути.

Это когда ты случайно слышишь разговор молодёжи о том, как их напугали бытовые трудности в первый день и насколько ничтожными они кажутся во второй на фоне другого, главного, того самого, ради чего «все мы здесь сегодня собрались».

Это когда ты выступаешь на сцене и… почему-то совершенно не волнуешься. Не дрожат руки, не сбивается дыхание. Ты путаешь текст, читаешь не с той интонацией, что отрепетирована. Но! В каждой звучащей строчке столько свободы… Иной, неведомой ранее. Столько счастья! И ты не можешь понять, откуда: неужели все это было у тебя внутри и вот сейчас вырвалось наружу? Или это магия места? Времени? События?

Дорогой, талантливый, неутомимый Эдуард, спасибо! Друзья, всем вам огромное спасибо за чудо!

Такое не забывается.

Это навсегда.

Вероника Сенькина, Инга Макарова, Анна Фомина(лауреат 50 ГФ по поэзии) и Эдуард Филь.