Перейти к содержимому

МИХАИЛ ФАЕРМАН

Родился в Куйбышеве в 1949 году. Окончил в 1975 году Куйбышевский институт культуры. Режиссёр-постановщик более 300 массовых мероприятий в разных городах России, в том числе празднования 400-летия Самары (1986 г.), фестиваля «Из века ХХ — в век ХХI», заключительного концерта фестиваля авторской песни им. В.Грушина (1987 г.), празднования дня города Самары в 1996 году, дня строителя, праздников работников нефтяной и газовой промышленности и многих, многих других мероприятий городского и областного масштаба..

1987 год. Лицедеи на Грушинском Фестивале

12 июня  2020 г. исполнилось  70 лет Славе  Полунину —  философу, писателю, великому клоуну — подарившему человечеству столько счастья, одним своим существованием в исполнении своей главной миссии — внесение красок праздника в состояние жизни человеческой, в повседневность, чтобы жизнь человека стала произведением искусства.

«Мы  пытаемся на весы  этой тяжести  мира положить веру в этот мир. Человеческое счастье и есть главный смысл,  ради которого все и крутится»
                                                        Слава Полунин

В наше «карантинное» время почему-то думается о празднике. Я столько времени посвятил этому занятию. Столько постановок, театрализованных программ, фестивалей, концертов… сотни. А Праздников? Совсем немного, как говорится раз, два и обчёлся, по настоящему Празднику.

Это такое состояние души и пространства, которое ни когда не возникает по  приказу или чьей-то «доброй» воле. Для того чтобы праздник получился, состоялся необходимы тысячи различных факторов,  обстоятельств и случайностей.

Мы часто праздником называем  совсем не то, чем это является на самом деле. Праздник, во-первых,  это всегда зритель — участник, по сути —  творец этого эйфорического, счастливого  праздничного состояния, как правило, соучастник процесса подготовки, сам организатор или же праздничного пространства и всегда настроения и участия в свершении действа или череды действ. А самое главное то «послевкусие», что остается с человеком после этих событий.  Эмоции, Впечатления, Артефакты – все то, что несет эмоциональную человеческую память о радости и счастье творения Своего праздника.

1987 год.  Год  после Эпохального события, события Века. Празднование 400-летия города Самары вылилось в грандиозную акцию. Жители города,  почти все, ощутили свою значимость, обрели свою идентификацию – Мы, Самарский народ.   А на то, чтобы праздник состоялся, получился, более полугода работал весь город, все существующие на тот момент заводы, все безымянские школы, все транспортные и иные  предприятия и организации… все, все жители.  Это Событие вдохновило жителей города на многие и многие годы созидания.

Да, имя городу вернулось  позже, но толчок к ощущению «Я — Самарский народ» было сильнейшим. В 1986 году вернулся к людям и Грушинский фестиваль одно из событий ставший на многие годы визитной карточкой Самары ,к сожалению утраченный сегодня.  Фестиваль авторской песни, свободного общения, встреч людей со всех концов громадной страны, и только потом оценки того творческого  человеческого капитала накопленного в пространстве жизни. Все рвалось вверх, в стороны, взрываясь творческими несокрушимыми  потоками. 200 тысяч участников – гостей фестиваля и зрителей-туристов. Жизнь на природе не для пиара, а просто жизнь, общение, обмен мнениями, творчеством, совместное творение чуда.

«Часто случается, что с пустяка начинаются
самые важные в мире вещи»
           Харуки  Мураками
«Хроники Заводной Птицы»

Все  произошло на Поляне Грушинского фестиваля в начале июля 1987 года.

В мои обязанности режиссера входили  организационные и художественные вопросы фестиваля, главный концерт на гитаре,  программы различных художественных коллективов в лагерях фестиваля, контакты и помощь в организации работ съемочных коллективов, киношных и ТВ, и т.д.

 Группа режиссера Стефановича снимала документальный фильм «Два часа с бардами», группа молодёжной редакции Центрального телевидения   снимала  жизнь на фестивале, интервью  песни и концерт на гитаре в ночь с субботы на воскресенье. Тут  мне приходит сообщение от административной группы: из аэропорта «Курумоч » к Фаерману прилетели какие-то «Лицедеи» и ищут его здесь, что делать, куда везти? Честно говоря, я, конечно, знал суперпопулярную в то время Комик-группу «Лицедеи» из Ленинграда, но лично знаком ни с кем не был. Какие «Лицедеи»? Почему ко мне? Ничего на тот момент не понял, но распорядился везти на поляну в лагерь гостей — там разберёмся. Привезли группу  человек 10-12, достаточно шапочно знакомым  оказался директор коллектива Валера Минеев, с остальными артистами познакомился здесь, на Поляне.

Пятница на фестивале самый суматошный день, огромное количество одновременно выполняемых дел, а тут такие гости. Разместил, как смог, в трёх палатках, нашёл всё, что необходимо и расстались до вечера. Живите, гуляйте, осматривайтесь, общайтесь…, а тем временем надо было решить вопросы питания коллектива и другие организационные, так спонтанно возникшие вопросы.

То есть, я  понял, Какие Гости на меня свалились только ближе к ночи, когда повёл эту замечательную компанию из лагеря в лагерь, от палатки к палатке друзей и знакомых, делясь этим счастьем с жителями фестивальной поляны.

Все, буквально все встречи, через одно-два рукопожатия превращались в объяснения  любви к этой потрясающей команде.

Народ находился в эйфории от этих ночных посиделок, везде пытались наливать, угощать, рассказывать о своих ощущениях и впечатлениях в общем братании. Угомонились ближе к утру, пошли спать.

С самого утра занимался другими коллективами, съёмочной группой Стефановича, другими площадками, было что делать, и только ближе к обеду встретился со своими  гостями, вернее, повёл их завтракать-обедать в лагерь жюри.

Здесь впервые за это время, мы, сидя напротив друг друга со Славой Полуниным, поговорили глаза в глаза о деле.

Слава — «Слушай, чем мы могли быть полезны тебе на фестивале?»

Я — «На фестивале есть только одно место и время, где ваше искусство уместно. Утро воскресенья, «Чайхана».

Слава —  «Глупости, мы на месте всегда!»

Я — «Без сомненья, извини, пока больше не вижу. Можно, конечно, в лагере, если хотите любом, но там, на сценах прослушивания, отборочные туры и вмешиваться в этот процесс неестественно».

Слава — «Тогда в двух-трёх словах о сути, почему фестиваль авторской песни, почему Грушинский, почему главный концерт ночью. Почему столько  людей и ещё 2-3 почему».

Я как можно кратко, и надеюсь, по сути, рассказал историю возникновения фестиваля, о Валере Грушине и его подвиге, об авторской песне и людях, членах жюри и гостях, сидящих с нами здесь, за одним обеденным столом: Сергее и Татьяне Никитиных, Викторе Берковском, Лёне Сергееве, Борисе Вахнюке и других, здесь же все и перезнакомились, пожали друг другу руки.

Слава – «Почти все понятно, пока ребята идут на Волгу, мы с тобой — на Гитару, надо понять пространство и другие возможности.

Наш реквизит в аэропорту, можно как-то его сюда доставить, есть мысли, давай так. Нам нужен реквизит и час два, хотя я уже почти знаю, что можно будет сделать».

Мы отправились на озеро, по пути высчитывая количество шагов от лагеря до берега озера, на котором установлена сцена-гитара, посмотрели три дороги, взобрались на гору, посидели на самом верху амфитеатра и здесь он впервые рассказал свой замысел пролога-мистерии ночного концерта. Это было грандиозно.

Что это? «Солнечный удар», ощущение счастливого состояния постижения, эмоциональный шок, что? Наверное, ни одна форма деятельности человека, кроме искусства, не даёт этой уникальной возможности, пережить, почувствовать своё ничтожно малое положение и подняться к шедевру на крыльях эмоционального переживания, счастья постижения прекрасного и недостигаемого. Музыка ли это, живопись, театр, кино – да бог знает сколько форм, в которых происходят эти находки прекрасного, сколько судеб за этим, сколько разочарований. Но когда звёзды сходятся, происходит взрыв — который помнишь всю жизнь.

И это произошло. Прологом главного фестивального концерта стало настоящее мистериальное действо, которое достаточно сложно описать словами. Самые пытливые из Вас могут найти архивы молодежной редакции ЦТ от 6 июля  1987 года и увидеть это грандиозное действо. Я же могу поделиться несколькими фотографиями, да и качество их оставляет желать лучшего. Но как соучастник этого действа хочу передать те эмоции и чувства, которые возникают у меня всякий раз, когда я вспоминаю эти моменты жизни. Белые фигуры с барабанами  возглавляли шествия — шли из трёх лагерей  к озеру, образовав  арену, со всех сторон окружённая зрителем исполнительская группа показывает пластическую композицию, на озере танец лодок с фальшфейерами, стелящийся по воде жёлто-оранжевый дым и громадные шары, плывущие мимо гитары сцены. Всё это в тишине, и только барабаны отбивают ритм, как ритм сердца. Эмоциональный накал так велик, что Гора, тысяч сорок наверное, не меньше, человек, встает в минуте молчания, горят фонарики и зажигалки, как свечи памяти, и ни одного слова, ни других музыкальных и иных  средств – всё понятно, трагично и светло одновременно, и в финале — одинокая световая ракета, долго, долго светящая в ночи, точка. Здесь можно поставить многоточие……

…Потом мы сидели со Славой под столом жюри, смотрели концерт лауреатов фестиваля, где-то было это фото: Слава улыбается, всё получилось, я, набегавшись, с закрытыми глазами отхожу от произошедшего, но главное — все счастливы… Коля Сайгушинский или Коля Епифанов, кто из вас снимал, не помню, найдите это фото, если сможете, буду очень признателен.

В моём сегодняшнем рассказе виноват Виктор Долонько, все претензии к нему. Я попросил его: «Напиши сам о «Лицедеях» на Грушинском». На что он резонно ответил: «О чём? О том, что на Поляне ты подвёл ко мне человека и сказал: «Познакомьтесь, это Слава Полунин», я сказал – «Очень приятно, Виктор Долонько» и всё. Точно всё? Да, всё. А потом они грохнули Грушинский фестиваль. И это — чистая правда». Так в том 1987 году исторически первая и последняя, экспромтная во многом случайная гастроль, на тот момент самой популярной творческой команды страны  комик-группы «Лицедеи» просто приехавшей ко мне в гости на Фестиваль, отдохнуть, посмотреть, в свой отпуск, что я там такого про это кому-то наговорил, фантастика. А потом они «грохнули» Грушинский фестиваль.

Воскресное утро. Знаменитая «Чайхана». Удивительный и неповторимый чайханщик Светлой памяти Юра Маслов. Уникальное место весёлого песнопения, шуточных предложений, в этом году было полностью оккупировано группой «Лицедеи». Здесь они впервые на фестивале были в гриме и костюмах, в своих узнаваемых образах и зрители ,видевшие их до этого только по телевизору, были в восторге от такого близкого контакта с кумирами.

Несколько часов безудержного веселья, розыгрышей, веселых игр с публикой, конкурсов. Настоящий праздник счастья жизни. Играли не только готовые номера, но по ходу сочиняли все это совместно со зрителями.

Замечательно написала о «Лицедеях» в журнале «Театр» Жанна Зарецкая:

«Лицедеи просуществовали 10 лет, радикально разрушив границы сцены-коробки и подарив отечественному театральному искусству принципиально новое ощущение свободы самовыражения и жизнетворчества» — а  я бы добавил «в счастливом и радостном человекостроении».

 Ещё лучше объяснил феномен Лицедеев сам Полунин – « В советские годы мне хотелось вернуть в цирк поэзию. Тогда цирк был суперсовершенным с точки зрения технологии и мастерства. Лучше нашего цирка  не было. И все восхищались. Но главное потерялось. Не было атмосферы мечты, тайны и магии. Мы хотели найти другой цирк, который не умел показывать фокусы, не умел на одной руке стоять, а мог только два шага туда, два шага сюда. Такой минималистический цирк, в котором человек нужен всем, кто сидит в зале, только потому, что он существует, любит,  светится, радуется. И через такие небольшие миниатюры, например как с телефоном и «асисяй», мы нашли этот маленький цирк моей мечты.

Толпы народа сопровождали артистов всюду, куда бы они ни двигались: поесть, покупаться, сыграть в футбол за «сборную мира», просто отдохнуть. Люди хотели дотронуться, обняться, рассказать о своих чувствах и впечатлениях, о радости и счастье которое ребята несут своим искусством. «Лицедеи» были самыми настоящими Звёздами.

Праздник это, по сути, квинтэссенция  жизни, собрание всех её сторон и выброс позитивной энергии в пространство, в космос.

На самом деле весь этот день на Грушинском фестивале  шёл праздник, устроенный зрителями — гостями фестиваля совместно с клоун-группой «Лицедеи». И участвовали в нём буквально все. И это был не «маленький цирк» из мечты Славы Полунина, это были реки радости и счастья разлитые на просторах поляны, чуть ли не целый день.

На следующий день, уже в городе Куйбышеве на ипподроме должен был состояться заключительный концерт XIV Грушинского фестиваля, пять тысяч зрителей с нетерпением ждали выступлений лауреатов и дипломантов форума, но и здесь жизнь взяла своё. Да, концерт состоялся, но творили его «Лицедеи», и Вы можете представить, как эта, в общем-то, небольшая труппа осваивала достаточно большое пространство ипподрома. Два часа стоял стон и хохот, не было ни одного зрителя, пожалевшего о том, что он не туда попал. Да, по сути своими программами они «грохнули» фестиваль — но какое послевкусие они от него оставили… И эта, по сути, попытка вернуть себя и других (зрителей) к детским мечтам, только потому что самая важная вещь в этой жизни – это следование человека своему предназначению. А знаешь его именно в момент детства… И стала основой всей этой программы, сколько фантазий сколько блестящих находок, какой потрясающий, порой провокационный, но всегда добрый и смешной непосредственный контакт со зрителем, действительно столько счастья может быть только в детстве.

«В далеком 1987 году Лицедеи приехали в Самару. Об их существовании я не подозревал ни грамулечки, но случилось непредвиденное. Тот год я работал на заводе им. Масленникова мастером в одном из славных цехов, и нам поступило распоряжение после смены бригадой явиться на концерт в зал ДК «Звезда». Там где я — там всегда лучший коллектив!

Что, кто будет, мы не знали, и были весьма недовольны в массе своей, что задерживаемся с возвращением домой. Но когда на сцену вышли «Лицедеи», мир перевернулся. Зал забыл обо всём на свете, и я с бригадой сидел в первых рядах с открытым ртом. Это Фантастика! Артисты бегали по спинкам кресел зрительного зала, кто-то просто протянул одному из них огурец, что осталось, видимо, с обеда… и началось, в ход пошли банки с мёдом и вареньем, фрукты… Зал стоял на ушах. Улыбки не сходили с лиц взрослых людей, в момент превратившихся в детей, будто и не было напряжённого трудового дня, тяжёлой смены…

Расставаться не хотелось. Зал аплодировал стоя, и занавес  опускался и с ним всё ниже и ниже наклонялись «Лицедеи» на сцене. Потом они легли на пол, и даже приподнимали занавес руками, с интересом и удивлением вглядываясь в лица зрителей…

Это невозможно забыть. Это такой положительный, эмоциональный заряд. Прошло столько лет, а  я помню и благодарен судьбе за такой подарок».
                                                                          Эдуард Филь

Вот мы говорим «подарок», сколько таких подарков может быть у одного человека в жизни? Сколько этих подарков было, а сколько ещё будет? В чём мерить жизнь человека, в находках и потерях — смог или  не смог, хотел или не хотел — в чём вопрос?

И понял — только в одном, в счастье, только оно и является тем мерилом собственной (личной) или общественной жизни. Человек обязан быть счастливым, это его путь в пространстве жизни, его предназначение на Земле.  Каждый человек думает, что он будет счастлив завтра, если он разбогатеет, станет уважаемым, любимым, сменит своего партнера, машину, галстук…

 Счастья завтрашнего дня не существует. Счастье это либо сейчас ,либо никогда.

Это удовольствие понимать все разнообразие Вселенной, вкушать, слышать, чувствовать солнце и дождь, ветер и биение сердца, воздух в лёгких, силу в кулаке, видеть небо…

И ещё. Рядом с человеком обязательно должен быть человек или человеки, которые смогут помочь разглядеть это счастье, организовать его, что ли.

Я счастлив, что выбрал именно эту, а не другую профессию, хотя и перепробовал множество дорог до этого ,что она мне подарила? Это огромное  количество жизненных впечатлений  от встреч, дружбы, работы с таким количеством удивительных и во многом уникальных людей.

Я увидел мир той страны, в которой я родился, где и когда я мог себе позволить в другой профессии побывать от Владивостока до Кёнигсберга, от Алма-Аты  до Западной Сибири, осталось чуть-чуть до Северного Ледовитого Океана – Ямбург: последняя точка на карте Родины. Счастье!

И абсолютно точно я знаю человека, который сделал своей профессией, и всей своей жизнью, творение радости и  счастья  для окружающего его мира. Профессионального фантазера, Великого клоуна, который веселит людей особым способом, философа, писателя, продюсера. А ещё — счастливого человека. Славу Полунина.

«Лицедеи» и их Руководитель Слава Полунин подарили мне и, надеюсь, множеству моих земляков, пять дней счастья в июле 1987 года. Как давно это было, но вспоминается, как будто это произошло этим летом, удивительно…

«Мы пытаемся на весы этой тяжести мира положить веру в этот мир. Человеческое счастье и есть главный смысл, ради которого все это крутится»
                                                                                            Слава Полунин

Директор «Лицедеев» Валерий Минеев, Леонид Сергеев, Борис Кейльман, Владимир Черняев, Михаил Фаерман на футболе (слева направо)