Перейти к содержимому

ЮРИЙ КАРПОВ

Бард, поэт, писатель. Родился в  1962 году в г. Снежинск Челябинской области. Учиться играть на гитаре начал в 13 лет (первыми песнями были песни А.Городницкого, Ю. Кукина и Ю. Визбора) Участвовать в фестивалях начал с 1981 года — лауреат городского фестиваля самодеятельной песни и далее участие в первом большом фестивале «Ильмены-81″ (песня на стихи Вадима Шефнера- была вообще первой из его авторских песен). В составе квартета «Самарские барды» дважды дипломант Грушинского фестиваля (2003 и 2004). Победитель Международного Грушинского Интернет-конкурса, лауреат Грушинского фестиваля в 2014 году и фестиваля «Песни Булата» 2020 года. Член жюри Грушинского фестиваля.
Автор  сборников песен, стихов и рассказов «Вот такие дела» 2013 г. и «Свёрнутое пространство» 2022 г.
Живёт в Самаре.

«Фестивальные рассказы»

Лотерея

Большая летняя веранда столовой собрала для участия в лотерее человек сорок. Призы, среди которых было несколько аудиодисков «Авторская песня», набор с ножом и ложкой «Экспедиция», пластиковая кружка с откидывающийся крышкой, небольшой термос, несколько книг Александра Покровского «72 метра» с автографом автора. Она и многие другие книги этого известного писателя, хранились где-то в загашниках организаторов, время от времени, извлекаемые  для торжественного дарения.

И ещё книжечки Леонида Сергеева, совсем тоненькие, маленького формата, подписанные им, и лелеемые с любовью.

Вот всё это богатство и занимало скромно небольшую часть лотерейного стола.

Позже, Лена, директор базы, добавила к призам несколько брикетов мороженого и маленькие упаковки чипсов, наверное, чтобы не пропали зря, не раскупленные в кафе турбазы.

Браслеты, послужившие пропуском в лотерею, пронумерованные при изготовлении, как наручники, с облегчением, были сняты с рук, но из присутствующих узников, на свободу никто не стремился, всё ждали начала священнодействия. Наконец — то ленточки браслетов  попали в прозрачный пластиковый барабан, но  сцепившись между собой насмерть, практически не перемешивались совершенно, впрочем, это никого не волновало.

Доставать браслеты назначили невинное дитя, захотевшее побыть в центре внимания. Она, а это была маленькая девочка, всем понравилась, светлое личико её светилось ангельской честностью, и теперь каждый знал, что везение принадлежит именно ему.

Ангел был совсем маленького роста, глазки её упирались в жерло барабана, и то, что лето у неё любимое время года,  все поняли одномоментно  — браслеты она доставала цвета травки и листочков. Обладатели бордовых тихо роптали, стараясь не пугать ребёнка, так обманувшего их ожидания, и, в конце – концов, измучившись произволом судьбы, девушка из числа пролетающих, забрала действо в свои руки. Рост её не позволял заглядывать в прозрачную ёмкость, накрытую для верности цветным пакетом. Наконец-то восторжествовала долгожданная справедливость!

Мои товарищи уже получившие диск и кружку, стояли рядом, совершенно довольные собой и лотереей, а я шутя возмущался   – Я вам жрать готовил, а вы…

Зависти не могло быть в принципе, но чувство обиды как-то незримо присутствовало в воздухе.

Беда, была ещё в том, что народ с фестиваля уже разьехался по домам, а купленные отчалившими браслеты были оставлены друзьям. Пачками!!! Пач – ка -ми

Вот тут Фортуна и показала своё лицо в полной мере.

Так часто бывает в жизни — счастливчики выигрывают постоянно. Главное нАчать.

 И вот один такой, на номер которого уже выпало призовое мороженое, чуть не подавился им, выиграв ещё одно, не доев первого. Окружающий народ, шумно порадовался его успеху, и каждый подумал, вероятно, что сладкое точно повредило бы организму, но большая часть присутствующих, шумно сглотнула слюну, не возражая немного бы  и навредить себе. Когда в третий раз он вышел получать ещё и пачку чипсов, то, имел наглость предложить обмен их на мороженое, но, к счастью, сладкое закончилось, и все этому порадовались.

Когда «ушла» первая книжечка Леонида Сергеева, я, превозмогая желание, попросить у провидения термос, обратился мысленно к кому-то незримому, понимая всю тщетность своих пожеланий

– Хочу Лёнину книгу…

В лотереях мне не везёт. За свою жизнь,  я выигрывал только  в беспроигрышных, проводимых в киосках Союзпечати, поэтому в различного вида розыгрышах, старался не участвовать,  и особой надежды на манну небесную не питал.

Лотерея заканчивалась.  Я решил уйти, погружённый в свои грустные мысли, да и за спиной был выдан последний шелестящий пакетик с картошкой, как вдруг ведущая произнесла коронную фразу:

— Последний приз лотереи. Вишенкой на торте книга Леонида Сергеева. И где она её прятала?

Я замер, время остановилось,. Девушка за барабаном протянула бордовый измятый браслет Ольге, помощнице ведущей.  Браслет.

Изношенный в заднем кармане моих джинсов, который я не надел на руку, потому что решил свою свободу не ограничивать ничем.

— Номер 0503.

Я шел к Ольге, она удивленно смотрела на меня, видимо понимая несуразность произошедшего — я ведь не должен был ничего выиграть.  Но ангел на небесах, видимо поменял свои планы, и «вишенку на торте» решил преподнести мне.

— Лёнечка, спасибо тебе! – я благодарно посмотрел на затянутое тучами  серое небо, сверху ответом накрапывал, почти незаметный мелкий дождик, смывая слезу со  щеки.

Подмена

Каких только чудаков не бывает на свете, некоторых природа этим отягощает от рождения, считай — родителям не повезло изначально, а кто-то получает своё чудачество от строгого приложения родительского усердия и воспитания, говоря русским языком — таких называют затюканными, и здесь уже невезение падает на этих бедных затюканных. Иногда их сложно отличить друг от друга, тем более вместе такие люди в обычной жизни редко встречаются, разве только сравнивать их между собой в специальных заведениях.

Утро было простым утром Грушинского фестиваля, я проснулся под затихающий в соседнем лагере концерт, там, слава богу, уже расползались по палаткам таланты и их поклонники, и пока я умывался, соседи окончательно угомонились. Наступило то самое лучшее время на фестивале, когда «Здесь песен не поют…» а птицы только начинают свои переговоры и щебетания, что слуху гораздо приятнее и полезнее, чем осипшие и хриплые голоса людей под утро.

Я заварил кофе, соорудил бутерброд и практически как ворона уже держал сыр во рту, как подошёл охранник и подвёл ко мне мужчину лет 40, который искал какое-нибудь Грушинское начальство, коим я и являлся в своём лагере…

— Вы знаете Олега Митяева, спросил мужчина, — Конечно, сказал  я, — по телевизору видел пару раз. — А здесь? — И здесь тоже. — Это не Олег, — сказал он твёрдо, — я Олега знаю давно и очень хорошо! Этот не настоящий, подменили Митяева!

Мне захотелось вдруг дурашливо, как в кино заорать «Царь то не настоящий», но товарищ был трезвый, и я лишь спросил у него, что он слышал про подмену Путина, но тот об этом ничего не знал, и всё взволнованно пытался рассказывать о Митяеве. В конце концов, пришлось его вывести из лагеря, пока он не разбудил только что заснувших соседей, конечно не из-за опасения, что они снова запоют, а просто утро было хорошим и без этого.

Олегу Григорьевичу я днём рассказал о подмене, мы посмеялись, а когда я уходил, он бросил мне вслед «И не такое бывало»…

А я почему-то сразу вспомнил песню Кортнева «Но непонятно, что конкретно ты имела ввиду…»

Конкурс

Говорить со зрителями в зале просто необходимо, если это спектакль одного актера или концерт автора. Конечно, нет предела совершенству сценаристов — иногда видишь как в большом полутанцевальном шоу, ведущий или главный герой шоу — какая-нибудь супер-пупер звезда, вытаскивает на сцену кого-то из зала. Не знаю, как сейчас, а раньше к зрителям подсаживали специально обученных людей, в театрах, в цирке, ведь самый лучший экспромт- это экспромт заранее подготовленный, ну, как рояль из-за кустов подкатить. Зритель становиться соучастником действия, даже если его сосед участвует, а он рядом просто сочувствует. Наверное, грамотнее было бы назвать его «сочувствующим», и получится как в известном анекдоте, только там «наблюдающий за наблюдающим». Чем больше зрителей сочувствуют соседям или артисту, тем контакт теснее, концерт теплее, ну и само собой интереснее, хотя высоким мастерством артист может и не обладать, а растрогать всех умением поболтать и багажом историй, лучше своих, но можно и чужих — я пробовал, слушают и, то и другое, и даже без хлеба…

Поэтому мастера разговорного жанра, которые не поют, а рассказывают истории, иногда более популярны, чем поющие артисты, а если таланты эти объединить в одном человеке, то это уже почти успех, главное не забывать писать еще хорошие песни иногда, на всякий случай.

Несколько лет подряд, почти каждый месяц, мы небольшой группой товарищей — поющих авторские песни, ездили в детский профилакторий для повышения общей культуры у школьников разных возрастов, причём зрители были разные, то это горожане, то деревенские или сельские детки. Сложно было бы предугадать, как всё получится — концерт мог пройти в тишине, а бывало и как на войне, когда всё в дыму, ничё не видно, бац-бац, и мимо, дети ведь… Мы честно отрабатывали свой часовой, а то и больше по времени, концерт, показывали слайды, видеоролики на экране — раскрашивая своё выступление картинками, да и рассказывали о грушинском фестивале, от имени которого мы туда и приезжали. Иногда организующая наши вечера, педагог этого учебно-медицинского учреждения, устраивала какой-нибудь конкурс, для разнообразия. Как главного участника, да и виновника этой истории ее нельзя оставлять безымянной, и пусть не в списке Форбс, но здесь её упомяну.

«Итак, она звалась Татьяной» — сказал в своё время поэт, и не ошибся.

Одному из особо запомнившихся конкурсов я дал бы название «Угадай барда». Дети называют артистов, а мы со сцены подтверждаем или нет, принадлежность к нашей бардовской братии, названного ими. Это как по «щучьему велению — по моему хотению», то есть мы могли бы сделать бардом кого угодно, но что-то противилось этому внутри и мы жюрили честно и ответственно, особенно я…

А приз, заранее подготовленный Татьяной, победителю вручала она сама, хотя принцип выбора так и остался нам непонятен, и скорее всего не было там никакого принципа, как в детской игре «На кого Бог пошлёт»…

— И так, дети, назовите нам какого-нибудь барда, говорила она.

— Высоцкий, — кричат из зала. _

— Высоцкий бард?- обращается к нам она.

— Бард!- подтверждаем, ну, и так далее.

— Агутин?

— Неее.

— Шевчук?

— На фестивале был не один раз, значит бард!

Перечисляются еще с десяток эстрадных певцов, потом, конкурс быстро становится неинтересным ни нам, ни тем более его участникам в зале и как песня звучит последний вопрос организатора:

— Так, ребята, песню, которую мы выучили и поём «Изгиб гитары жёлтой..» написал бард…?- спрашивает Татьяна. Дети, тупо молчат

— Его зовут… Олег…? Безмолвие.

— Ну, что же вы? Олег… Мммм..?

— Моцарт, — выкрикнул мальчик из зала.

Ему вручили какой-то поощрительный приз, мы спели «Изгиб гитары жёлтой» и счастливые уехали домой..

Совсем недавно, посмотрев в интернете один из моих концертов, где я рассказывал историю с конкурсом, Валентина М. из Минска мне прислала свою, разрешив ее использовать в своих выступлениях:

«Читали с детьми «»Сказку о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина и я поинтересовалась, помнят ли они, кто эту сказку написал?

Дети, неожиданно для меня, задумались …

После некоторой паузы, я решила им всё таки подсказать и медленно с растяжкой стала произносить :

— А-лек-сандр Сер-ге-е-вич…

— Лукашенко! — тут же откликнулся чей-то ребёнок…»

Дети – умные люди, главное дать им правильный выбор… Впрочем со взрослыми та же фигня…

***