Перейти к содержимому

«Фестиваль «Открытие» и 30 лет моей жизни» ВИКТОР ГАЛУСТЯН

…Стоял ноябрь 1989 года. Вечер был серым и оглушительно тихим. Это неожиданное ощущение: тишина может быть оглушительной – я испытал сразу, как только попал в город Переславль-Залесский. Вероятно, это показалось на фоне пережитого контраста: я переехал сюда из Баку, и мне предстояло начать новую жизнь. Я ещё отчётливо помнил довольно характерный шум большого столичного города с почти полуторамиллионным населением: в моем родном Баку это был привычный естественный фон. Я, конечно, понимал, что здесь посреди неповторимой среднерусской красоты, в относительно небольшом районном центре Ярославской области с населением 42 тысячи человек, такого шума просто не может быть.
Но ошеломляющая тишина не давала покоя. К этому предстояло привыкнуть…

Привыкать пришлось и к совершенно другому непривычному укладу жизни. Хорошо, что рядом были семья и дети. Хорошо, что была интересная работа, хорошо, что довольно медленно и не без труда, но стали налаживаться вполне приемлемые отношения с сослуживцами. А недостаток так необходимого шума большого города я приспособился компенсировать поездками в Москву, чему способствовали нередкие служебные командировки. Но чего-то все равно не хватало. Все-таки оставалась какая-то незанятая пустота.

Со мной была верная подруга гитара. Я увлекался авторской песней, пел, сочинял сам, состоял в Клубе авторской песни «Баку» и регулярно выступал в его составе на разных городских площадках. Но здесь в Переславле-Залесском я неожиданно оказался один. Это было странно и удивительно: других бардов в течение первого года мне не попалось. А что, если попробовать кинуть клич? Попытаться собрать людей, которым близка авторская песня? Эта почти фантастическая идея к концу 1990 года стала обретать некоторые реальные очертания. Мне удалось договориться с руководством Культурного Центра «Славич» — они пошли мне навстречу, выделили помещение и поставили меня в сетку расписания.

Я смог довести идею до воплощения. Я ещё не знал, как все сложится дальше, но упорно шёл к цели. И 29 января 1991 года Клуб авторской песни «Метроном» провёл свою первую творческую встречу. Выглядело это так: была пятница, и я, прихватив гитару, отправился в Клуб к назначенным 19:00. Я не знал, придёт ли кто-нибудь ко мне, или мне придётся просидеть все два часа наедине с гитарой. Я действительно вошёл в выделенный класс в одиночестве, но уже через четверть часа ко мне в дверь постучали…

Так стремительно началась история нашего клуба. По иронии судьбы первым моим посетителем, первым членом клуба и моим верным другом стал Николай Кульбака, молодой научный сотрудник, чья юность прошла на севере в Республике Коми. И с авторской песней он познакомился там. Потом пришла Анна Ржевская, переехавшая из Душанбе. Предполагаю, что, как и я, они тоже сначала безуспешно искали переславских бардов и почти отчаялись их найти, но потом, к счастью, наткнулись на объявление о наборе в Клуб «Метроном». Так или иначе первый в истории Переславля-Залесского полнокровный бардовский концерт мы дали именно втроём. Так на весьма достойном уровне прошла первая презентация жанра «авторская песня», пока ещё не слишком знакомого переславцам.

И после первого концерта потекли к нам в «Метроном» новые люди. Большинство из них на первых порах слабо ориентировалось в жанре, и здесь помогали им мы: я, Анна и Николай. Впоследствии клуб стал обрастать и хорошими исполнителями и талантливыми авторами.

В августе 1991 года в нашей многострадальной стране случилась попытка переворота, а позже и вся жизнь изменилась коренным образом. Наш Клуб не просто сохранился, но и стал в 1992 году инициатором большого неслыханного дела. Успев до этого поездить по нескольким слётам и фестивалям, мы решились взяться за проведение фестиваля собственного.

Как-то нас больно задевало, что на большой бардовской карте страны не помечен флажком наш город. Кроме того, мы были уверены, что Переславль‑Залесский – жемчужина Золотого Кольца России — достоин большего внимания в том числе и со стороны туристов, которые неизбежно должны прибыть сюда вслед за бардовской песней. Как только я пришёл в городскую администрацию с идеей собственного фестиваля, я сразу понял, как нам повезло. Ведь наш «Метроном» –  объединение совершенно независимое и неформальное – сразу получил поддержку и в администрации, и в Переславском государственном природно-историческом национальном парке (теперь — национальном парке «Плещеево Озеро»).

Елена Карповская, возглавлявшая тогда городской отдел культуры, согласилась со мной и поддержала в уверенности, что фестиваль должен увеличить приток туристов, и сегодня можно подтвердить: этот расчёт оправдался!
Подготовка к первому Переславскому фестивалю авторской песни началась.

Что же касается творческого наполнения Фестиваля, мы остро нуждались в помощи опытного и уважаемого человека. И на мой призыв откликнулся Сергей Анатольевич Крылов. Классик авторской песни, комиссар легендарной агитбригады МГУ, человек написавший «Маленького трубача» и «Зимнюю сказку» – сразу открыл нам своё сердце!

Наше близкое общение, переросшее в настоящую крепкую дружбу на долгие годы, не забудется. Это были счастливые годы для всех нас! Он принял живое участие в двадцати девяти Фестивалях – с первого по 29-й, в том числе в двух предыдущих – вынужденно в онлайне. Мы всегда стояли плечом к плечу…

Сергею Крылову принадлежит и сама идея, сама концепция нашего фестиваля. Понятно, что 1993 году нас ещё мало, кто знал. Письма (разумеется, бумажные!) и телеграммы, разосланные по нашей небольшой адресной базе, телефонные звонки, сделанные в ближайшие города, попытка связаться через отделы молодёжи (так переименовали комсомол) в городских администрациях собрали в первый раз всего 16 (прописью пишу: шестнадцать) гостей. В этой ситуации Сергей Анатольевич быстро сориентировался и предложил мне: «Давай проведём нашу встречу как фестиваль открытий! Нас здесь немного, а это значит, мы сможем в каждом открыть что-то замечательное». И тут же естественно родилось название — Фестиваль авторской песни «Открытие»! И с этого момента мы договорились в этом словосочетании писать слово Фестиваль с прописной буквы!

Уже через год на второй по счету Фестиваль «Открытие» гостей съехалось куда больше. Ещё больше – на третий, четвёртый и все последующие. Но мы помним о шестнадцати первых. Каждый год мы вручаем 16 дипломов лауреата Фестиваля «Открытие». А теперь самое интересное: в каждом дипломе закреплена эксклюзивная формулировка того достижения, которое мы сообща открыли в его обладателе. Вы же помните: мы договорились в каждом открывать что-то замечательное.

Отсюда и выбранная форма работы. Мы делаем акцент не на конкурс, а на творческую мастерскую, широкую и открытую. Ее ведёт ведущий (ведущие), и к ней допускается широкий круг слушателей с предоставлением права совещательного голоса всем желающим.

Тут вы можете не без укоризны спросить: что, мол, все у вас такие «белые и пушистые»? И вы никого не критикуете? Отчего же. Разумеется, и критикуем, и «ставим на вид», и даём дельные советы – но все это только в личной беседе. За то же, как и в чем хорош наш герой, мы его охотно благодарим публично. И именно это мы запишем в Диплом каждому, кому повезёт попасть в число шестнадцати выбранных лауреатов Фестиваля.

Теперь вы понимаете, почему при всем желании двух одинаковых формулировок получиться не может? Тогда вас не удивит, что за 30 лет на Фестивале «Открытие» выписано 480 уникальных Дипломов.

…Мой рассказ описывает без малого половину моей прожитой жизни. В начале много раз повторятся слово «Я». Это не удивительно: рассказ написан от первого лица. Тогда в 1989-1991 годах я действительно был один. Но как только в Переславле-Залесском появился Клуб авторской песни «Метроном», я стал его неотъемлемой частью. Я могу говорить «Мы». С тех пор чаще я так и делаю.

Мы договорились, что в нашем Клубе устанавливается бессрочное или, если хотите, пожизненное членство. Кто бы куда не уехал на время или насовсем, он всё равно остаётся членом Клуба «Метроном» и может выступать как его полномочный представитель. И, по возможности, все члены Клуба обязательно собираются в Переславле-Залесском каждый год в одно и то же время – в первые выходные дни августа (+предыдущая пятница!) для проведения Фестиваля авторской песни «Открытие». Мы приезжаем сюда ради большого общего дела. Ради нашего главного дела.

Так в течение 5, 6 и 7 августа 2022 года успешно прошёл ТРИДЦАТЫЙ юбилейный Фестиваль авторской песни «Открытие». С нами нет больше Сергея Крылова: в ноябре 2021 г. одного из основателей Фестиваля, нашего доброго друга и старшего товарища не стало. Он навеки останется в своих песнях и в нашей памяти. Поэтому с этого года Фестивалю авторской песни «Открытие-2022» присвоено имя Сергея Крылова. Благодарим участников Фестиваля за общее согласие, одобрение и поддержку. Благодарим за участие в Фестивале Алексея Крылова, ведь никто, кроме него, не споёт песни его отца, передавая его интонации так безукоризненно точно.

Открытие фестиваля. Выступает Владимир Тиунов.

Подводя итог, скажу только, что все три фестивальных дня нас переполняло счастье.
Счастье быть рядом… Счастье петь и быть услышанным… Счастье благодарить друга за песню… Счастье быть понятым… Счастье жить одной жизнью тридцать последних лет…

Низкий поклон моим дорогим друзьям — крепкой команде организаторов из Клуба авторской песни «Метроном». Низкий поклон всем, кто был с нами, кто разделил с нами Счастье и тем самым его сообща преумножил.

7 августа, спустив Флаг Фестиваля, я произнёс обязательные протокольные слова:
«Фестиваль авторской песни «Открытие-2022» объявляется закрытым.
С этого момента оргкомитет Фестиваля «Открытие‑2023» к работе приступил!»

История Фестиваля авторской песни «Открытие» имени Сергея Крылова продолжается!

17 августа 2022 г.