«Железный скульптор» АЛЕКСАНДР КАПРАЛОВ

«Скульптура — это искусство ума.»
Пабло Пикассо  

Татьяна Семиколенова (Самара)

С творчеством омского скульптора Александра Капралова самарские зрители впервые познакомились ещё в 2013 году в «Новой галерее», где широко были представлены графические работы и более сорока  скульптур различного формата. Экспозиция представила малую толику гигантского труда мастера, но и этого хватило, чтобы увлечь ценителей прекрасного и в полной мере оценить  его талант. Для Самарцев  Александр Капралов стал открытием и проводником в мир скульптуры, рождающейся из чётких графических линей на бумаге и перенесённых в пространство острыми изгибами сварного металла. Я благодарна Александру, что он откликнулся на предложение участия в выставке, посетил наш город и по достоинству оценил внимание волжан. Капралов относится к той когорте художников, про которых можно говорить часами. Причина в его уникальной творческой личности – умеющей замечать в жизни то, чего не могут увидеть  другие. Сегодня я хочу читателям журнала подробнее рассказать о самом скульпторе, показать некоторые его работы, а утверждение авторитетных профессионалов поможет сложить мнение и разобраться в замысловатом творческом процессе автора.
12 июля 1959 года в посёлке Ольгино (ныне Москаленки) Омской области в семье потомственных сибирских казаков родился Александр Николаевич Капралов. Рослый и сообразительный Саша с малых лет начал рисовать, благо родители не препятствовали увлечению сына. В юношеские годы большое влияние на мальчика оказал Евгений Яковлевич Муратов – художник-любитель, познакомивший будущего художника по книгам и журналам с миром  искусства.
В 1983 году Капралов поступил на художественно-графический факультет Омского государственного педагогического института им. А.М. Горького, где его учителем и наставником стал Анатолий Петрович Юдин. Единственный к тому времени скульптор на факультете, немногословный, насмешливый,  но авторитетный – Анатолий Петрович на всю жизнь установил правило: наставлений много, слушай себя. И уже через три года Капралов участвует в своей первой выставке профессиональных художников в Омске. Благодаря умению самообучения и твёрдому  усвоению требований русской академической школы,  Александр выполняет серию графических работ «Тобольск» (1987 – 2000-е). По окончании института работает на факультете в должности преподавателя, доцента, профессора по предметам «рисунок, скульптура».

Серия «Тобольск» 1987 г.

1990-е годы – городской музей «Искусство Омска» делает первые приобретения  работ Капралова (мрамор, шамот, дерево).
В 1993 году становится членом ВТОО «Союз художников России».
1994 – открытие монументальной скульптуры «Прометей» у горы Ахун (Краснодарский край, Сочи), издание первого персонального каталога «Александр Капралов. Скульптура». Впоследствии вышли в свет ещё четыре авторских альбома.
1998-1999 – устанавливает первую городскую пластику «Композиция «Весы бытия» (Динамическое равновесие)» (Омск ул. Ленина 3).
2000 – по дипломной работе «Достоевский» создаёт городскую тематическую скульптуру «Крест не-сущий», передаёт ее в дар Омску. Днём раньше перед Театром юного зрителя была установлена городская скульптура «Дон Кихот».
2004 – устанавливает городскую скульптуру «Коммунальный карась» в Омске ул. Герцена/ Чапаева. Создаёт скульптурную композицию «Строитель» г. Сургут.
2012 – награждён Серебряной медалью «Духовность. Традиции. Мастерство» ВТОО Союза художников России.
2013 – награждён Золотой медалью «Духовность. Традиции. Мастерство» ВТОО СХР. Лауреат Премии Губернатора Омской области за заслуги в развитии культуры и искусства им. К.П. Белова.
2014 – открытие персональной «Галереи Капралова» в Санкт-Петербурге на Крестовском острове. Диплом Международной художественной выставки «ЕврАзия-Арт: великие реки искусства. Россия, Китай, Казахстан».

Как тут не привести строки Евгения Александровича Евтушенко, которые он посвятил творчеству Александра Николаевича, назвав его одним из лучших скульпторов России.

Магия сварки

 В скульптурной мастерской Капралова
под скрип распахнутых дверей
когда вошёл я, вьюга прянула
из россинантовых ноздрей.

Сибирь не славилась испанцами,
но Дон Кихота, к нам посла,
в капраловском надёжном панцире,
как Дульцинея, обняла.

Лесть царедворцев – чиноведчество.
Позор – любых жлобов портрет.
Но без героев человечества
в художнике героя нет.

Здесь, в его кузне воспитательной,
весь многоликий шар земной
как будто в пьесе, воспектакленный
могучей магией сварной.

Когда впервой увидел Сашу я,
он был суров и неречист,
измазан ржавчиной и сажею,
зато душой железной чист.

Лишён снобистского «изячества»
он кузней собственной пропах.
В нем дух сибирского казачества,
и запах дедовских папах.

Сегодня в моде инсталляции,
но он, чтоб сердцем не пустеть,
решил, как водка, настояться бы
на травах всех, чем дышит степь.

В моем музее переделкинском,
он, где Пикассо и Целков,
настойкой омской с ними делится,
как среди свойских мужиков.

Его скульптуры царапучие,
где ангелы и рыцарь в ряд,
над нашими царями, путчами
так независимо парят.

С одной моей венецуелочкой,
которую я приберёг,
как будто с черненькою белочкой
завёл роман его Пророк.

Хочу учиться у Капралова,
чтобы поменьше тосковать.
Он сам себе придумал правило –
не ждать пророков – их ковать!

 Евгений Евтушенко,  24.11.2015

Творческие работы Александра Николаевича в дереве, мраморе, бронзе, шамоте и позже в сварном металле сопровождались удачными проектами. И если в графике автор безумно реалистичен, то в скульптуре узнаваемо ироничен. и в каждой его работе есть «второе дно». За плечами художника огромный, титанический пласт проделанной работы оценённой по достоинству  и впереди —  ещё более глобальной и перспективной.

Позвольте представить вам что о творческих работах Александра Капралова  говорят другие искусствоведы и организаторы выставок и вернисажей?

——————— оОо ———————-

Гурьянова Галина Геннадьевна, искусствовед, член ВТОО «Союз художников России», кандидат исторических наук, доцент, зав. презентационно-издательским отделом Музейно-выставочного   комплекса им. И.С. Шемановского, г. Салехард.

***
«Александр Капралов – творец. Это значит, что он находится в постоянном созидании. Он творит свой мир, и нет для него в этом процессе первых и вторых дел. Скульптура, дом, семья, мастерская, выставка, дружеское застолье, альбом – во все вкладываются силы, деньги, понимание того, как должно. В мире своего творчества он также целостен, как и немногословен. Путь творчества – овладение материалом, но главное – нахождение адекватного материалу и своему пониманию художественного языка. Его образы лаконичны,  не разнообразны по смыслам, но бесконечно варьируются в сочетаниях, деталях. Сегодняшний Капралов порой пытается овладеть сиюминутным, но его вселенная с трудом отпускает скульптора на зыбкую, неосвоенную им почву актуальной современности.  И он вновь возвращается в свой мир. 

Александр Капралов – мудрец. Не философ, создающий свою систему устройства мироздания. И не предсказатель, интуитивно прозревающий грядущее. Он житель настоящего, и взгляд его направлен в прошлое. Он обобщает конкретное и приходит к образам-формулам. Не учит, а усмехается и иронизирует, предлагая вечные темы, на которые так или иначе мы ведем бесконечный разговор: любовь, власть, суета и тщета. В его мудрости всегда присутствует горькая нота разочарования, предсказуемости всего происходящего. Размышления ограничены опытом, им же охраняемы и постоянно подпитываемы.                     

Александр Капралов – индивидуалист. Он идет по жизни в одиночку и надеется только на себя. Его жизненная программа: «не проси, а делай», позволяет ему быть независимым настолько, насколько может быть независимым художник, живущий плодами своего творчества. Долгие годы Александр Капралов преподавал в родном вузе рисунок, несколько студентов защитили дипломные работы по скульптуре под его руководством (несколько, потому что выбор скульптуры в качестве специализации  – это редкость, скульптор, вообще, товар штучный).
Знаменитый педагогический метод Капралова «не надо создавать себе конкурентов» проникнут совершенно реальным и ответственным осознанием того, что творцом нельзя научить быть. Можно научить ремеслу, но даже и здесь – «ничего во благо, только преодоление». Закон его жизни – основа его опыта и мудрости.

Александр Капралов – профессионал. Ему свойственно честное стремление достижения совершенства в пределах     традиционной изобразительности и рукодельности. Художник по его представлению, — это совершенные умения  и сбережение красоты как вечной ценности. Умения приобретаются через опыт учения и творения и прилагаются   к созиданию по осознанно индивидуально выстроенной  программе. Качества эти противоречивы и солидарны. Творец борется с индивидуалистом, профессионал с мудрецом. Кратковременная гармония достигается в иных сочетаниях: мудрец-индивидуалист, творец-профессионал. Жизнь и творчество Александра Капралова – всегда соревнования с самим собой.» 

__________________________________________

Гуменюк Алла Николаевна, искусствовед, член ВТОО «Союз художников России», кандидат искусствоведения, профессор Омского государственного технического университета, профессор Омского государственного института сервиса.

***

«Притягательность образов… И как результат – непосредственный, эмоциональный отклик. Именно с этого начинается сложное и радостное общение с искусством Александра Капралова. Неисчерпаемость впечатлений от его работ лежит в основе стремления самого скульптора к пластической и смысловой неоднозначности.

На одном полюсе творчества: экспрессия и резкие контуры сварного металла, на другом – цельность и ясное спокойствие мрамора. И, кроме того, дерево – материал, в работе с которым мастер парадоксальным образом достигает завидной устойчивости   при нарушении законов тектоники.

Выбор скульптором узнаваемых  культовых героев, подобных Давиду и амазонкам, преподносится им в гротескном и даже сленговом ключе. Художественное переживание разноплановых действий – восторженный полёт Икара и его сокрушительное падение – решается в совокупности, в едином объёме стойки-креста. В склонённой фигуре Достоевского, несущего свой крест, ясно читается напряжённая слитность пластической и образной составляющих. Очевидно, что мастер акцентирует порядок смыслов: «преступление и наказание», «принятие и покаяние», «духовное борение и тяготы жизненного пути». Смысловой узел в пластическом бытии Александра Капралова видится в раскрытии символической темы весов: их динамическом равновесии и нарушении «гармонии мира» даже при неосторожном касании.
Многообразность прочтения присуща также формальным композициям скульптора. Весомая массивность кубов приобретает контрастное звучание с неожиданным деконструктивизмом стоящих (!) и работающих на просвет цепей. Попытки включения «пространства в пространство» — из ряда размышлений о «мире клетки» — несомненно, находится в той же области многочисленных ассоциаций.
И, наконец, обращает на себя внимание стабильная разнохарактерность в деятельности мастера: создание им произведений, по артистическому замыслу и исполнению полностью принадлежащих к сфере большого искусства, и выполнение работ, подобных стульям-тронам, которые следовало бы отнести, скорее, к предметно-бытовой среде. Однако каждый раз, выбирая «ключ» для развития творческой идеи – формального или реалистического свойства, работая в различных жанрах, с разнородными материалами, Александр Капралов сознательно раздвигает образные и пластические границы творчества и с завидным постоянством оставляет за собой право на эксперимент.»

 __________________________________________

Богомолова Людмила Константиновна, искусствовед, член    ВТОО «Союз художников России», эксперт Сибирского Управления Министерства культуры РФ, старший научный  сотрудник, хранитель фонда отечественной живописи  ХХ-ХХI вв. Омского областного музея изобразительных имени М.А. Врубеля.

***

« Александр Капралов – один из ведущих скульпторов Омска. Его творчество, яркое и индивидуальное, в то же время во многих отношениях типично для поисков последних десятилетий ХХ и начала нового века. В 1980-е он получил признание как один из наиболее талантливых молодых мастеров, а с 1990-х, бесспорно, вошёл в число авторитетных представителей сибирской пластики.
Его творчество наполнено глубокими противоречиями и загадками. Через личный духовный опыт скульптор трансформирует религиозные и мифологические символы и на их основе создаёт собственные. Он делает зрителей своими соавторами, но не всегда даёт им возможность до конца раскрыть свой символический образ. Поэтому интеллектуально-философское содержание скульптурных композиций Капралова, помимо традиционных символов насыщено ещё и индивидуальными.
Индивидуальная символика усложняет восприятие его произведений. В то же время она привлекательна, так как в ней заложен реальный опыт мастера, совмещённый с культурными традициями. Работы Александра Капралова последних лет демонстрируют нарастание в его творчестве новаторских импульсов. Материалом подавляющего большинства его произведений становится металл, а из-любленной техникой – электродуговая сварка. Пропорции, баланс, распределение «весов», (а)симметрия, отношение частей и целого, а также общая структура и композиция – все эти основополагающие для пластических видов искусства понятия учитываются им как с художественной, так и с технико-технологической стороны.
Усилиями его рук и воображения металл превращается то в лирически-созерцательный образ рыбака («Лунная дорожка»), то в воинствующие фигуры амазонок, то в бесхитростные («Грация») либо дурашливые персонажи («Горнист»).
Образы Александра Капралова – трансляция смыслов самых общих культурных универсалий и экзистенциальных ценностей. Круг этих «естественных» символических образов отображает модель универсума и человека. При этом образы-символы, выражающие смысл вещей, сущность человека   и взаимосвязи, в которые но входит в окружающем его мире, наделяются определёнными ценностными системами, репрезентируют ценностную ориентацию автора.
Александр Капралов вступил в полосу творческой зрелости. Строй его мыслей и его творческий потенциал – залог будущих встреч зрителей с Большим Искусством.»

__________________________________________

Александр Николаевич, конечно, философ, ведь в его работах вся история средневекового искусства, много иронии, много символизма,  много юмора и трагедии. А главное — глубинность в восприятии жизни. Мне хотелось бы чтоб и в моём городе появились работы мастера железной скульптуры Капралова. На этом позвольте откланяться и до новых встреч.

«Архитектура, скульптура, живопись, музыка и поэзия
справедливо могут быть названы цветом цивилизованной жизни. »
—  Герберт Спенсер
британский философ и социолог 1820 — 1903

——————— оОо ———————-