«Искусство — природа человека;
природа — искусство Бога.»
Филип Бейли
Содержание
Эдуард Филь (Самара)
Иску́сство, искусство, искусство! (искушение, опыт, испытание — от ст.‑слав. искоусъ) — одна из наиболее общих категорий эстетики, искусствознания и художественной практики. Обычно под искусством люди подразумевают образное осмысление действительности; процесс и итог выражения внутреннего и внешнего (по отношению к Творцу) мира. Следовательно, искусство — творческая деятельность, отражающая интересы не только самого автора, но и окружающих людей.
«Обще интересное в жизни, — писал Чернышевский, — вот содержание искусства.»
Конечно определение и оценка искусства как явления бытия и сознания — предмет длительных дискуссий. И тут мнений может быть больше самих участников в несколько раз. Тем более что понимание искусства менялось вместе с эволюцией философских, социальных, эстетических норм и оценок. Долгое время искусством считали способ культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Слышите – Любовь! В этом смысле искусством определяют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Нет удовольствия – нет искусства! Нет любви, нет удовольствия – нет искусства!
В первых номерах нашего журнала мы коснулись таких статических видов изобразительного искусства как живопись, графика и фотоискусство… и вот настала очередь декоративно-прикладного направления.
Декоративно-прикладное искусство — вид художественного творчества, который охватывает различные разновидности профессиональной творческой деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную, эстетическую и художественную функции. Иногда эту широкую область вместе с дизайном именуют предметным творчеством. В отличие от произведений изобразительного, или изящного искусства, предназначенных для эстетического и художественного восприятия вне окружающей среды и поэтому относящихся к «чистому искусству», многочисленные произведения декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление (прикладное искусство) или служить украшением в широком смысле этого слова (декоративное искусство).
Декоративно-прикладное искусство – неотъемлемая часть культуры народа, его истории, его традиций.
«Особенность декоративно-прикладного искусства состоит в том, что искусство вещи не свободно от бытовых вопросов жизни. И в точке своего возникновения, и на протяжении всей истории декоративно-прикладное искусство формируется благодаря двум причинам.
Первая – это оптимизация формы предмета, зависящая от назначения и технологической эволюции. Динамичная форма наконечника стрелы, архитектонические свойства зданий, изысканность литой вязи чугунных оград, мягкая округлость изделий корневого плетения, красота рационального кроя костюма и многое другое свидетельствуют о важнейшем значении функции предмета, материала, инструмента, технологии изготовления. В общем виде данную причину можно именовать законом формы предмета. В этом смысле декоративно-прикладное искусство есть важная часть «второй природы» – материальной среды: предметного и архитектурного пространства.
Вторая причина формирования декоративно-прикладного искусства заключается в необходимости передачи образов мира в условно-изобразительной форме. Изображение как вид искусства возникло в дописьменную эпоху, играло роль источника знаний, выраженных мифопоэтическими и сакральными представлениями. В некоторых случаях оно трансформировалось в атрибуты письменности и сохранялось в разных странах как система понятий в форме рунического знака, иероглифа. И сегодня декоративно-прикладное искусство сохраняет художественно-образные особенности сложения искусства: символики отдельных изображений; их комбинации; сюжетной жанровой пластики фигуративных схем, воплощенных в декоративной форме; орнаментальных построениях и напоминает о связи с изобразительным искусством и возможностях изображения, выраженных декоративными средствами. Вторую причину можно именовать законом декора. И материально-технологическое обеспечение, и декоративно-изобразительное творчество связаны задачей целостности предмета и выступают основой художественного синтеза.
В литературе это принято называть единством пользы и красоты, формы и декора, утилитарного и эстетического. »
Поясняет нам Владимир Борисович Кошаев — доктор искусствоведения, профессор, заместитель редактора журнала «Теория и история искусства» факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова, член редакционной коллегии Научно-аналитического журнала по вопросам искусствоведения «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА», научный руководитель программ и проектов Министерства Образования и Науки РФ.
Само существование человека неотделимо от природы, которая даёт материалы для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм и этапы всей его человеческой жизни. Потому и находит всё это отражение в произведениях мастеров-художников, составляющих целостное явление культуры каждого народа. Глубокое понимание мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. И сегодня художественные изделия, выполненные своими руками из разных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека. Они вошли в быт, как необходимые предметы, выполняющие определённые утилитарные функции- это могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения, сувениры, игрушки. Наряду с делением произведений по их практическому назначению утвердилась и классификация отраслей по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево…) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка, интарсия, инкрустация и т.д.).
Подарки с историей
Если оглянуться, то рядом с собой мы обнаружим творческих людей активно творящих в жанре декоративно-прикладного искусства. Кто-то вяжет, кто-то мастерит уникальную мебель, кто-то чеканит эпохальные полотна, кто-то набивает из войлока картины, кто-то делает новогодние игрушки и другие подарки и сувениры. Я взял и оглянулся кругом и… обнаружил много своих знакомых, которые творят удивительные вещи. Вот позвольте представить вам такого человека…
В прошлом веке, в городе Куйбышеве на Волге в семье инженера и врача родился красивый и тихий мальчик. Родители назвали Владимиром. Все было у него как у всех детей: детский садик, школа, занятия спортом, очень профессионально занимался настольным теннисом мальчик. Словом ничто не предвещало… ничто! Рос нормальный парень. Нравился девочкам. Влюблялся сам. Успешно окончил среднюю школу, поступил в кораблестроительный институт, работал в разных фирмах по разным направлениям от брокерской конторы до покупки лома цветного металла, а потом… задумался! Задумался о друзьях и о подарках для них. Непростых подарках, которые люди порой передаривают другим за ненадобностью, а об оригинальных сувенирах, которые будут престижными и даже эксклюзивными. И он придумал! Вспомнил, что оставил ему в наследство дед в старом сундуке и сделал первый шедевр. Подкова — символ удачи и счастья. С неё началась творческая работа Владимира с материалами и элементами антиквариата, имеющих свою историю, душу, магию и философию. Родилась мастерская «Рыжковъ», которая даёт новую жизнь старым вещам. Подарки с историей от Владимира Рыжкова пользуются бешеной популярностью.
«Все гениальное просто. Но со вкусом.»
— говорил писатель-сатирик Андрей Гарольдович Кнышев и был прав на 100%.
За двадцать лет работы, изделия с маркой «Рыжковъ» разлетелись по частным коллекциям граждан стран СНГ, Европы, Америки и далёкой Австралии. Заметили? В Африке только нет! А в нашей стране многие известные люди являются обладателями уникальных подарочных произведений Владимира Рыжкова, которые имеют каждое индивидуальный номер и сертификат изделия! Ещё больше людей хотели бы иметь такие замечательные философско-исторические картины. Давайте посмотрим на коллекцию подарков «Artes Liberales» ( лат.- свободные искусства).
Слово Мастеру
- Владимир, когда ты решил стать художником и начал творить?
— «Лучший подарок – тот, который сделан своими руками», истина избитая и известная каждому из нас с детства, но, увы, мало кем воспринимается всерьёз. А началось у меня всё с желания найти применение никому ненужному хламу, который находился в старом сундуке. Мой прадед был бригадиром грузчиков и вывозил на лошадиных подводах различный товар с самарского речного порта. У него было много лошадей — соответственно и подков, который он не выкидывал, а складывал в сундук. Много лет спустя мой дедушка показал мне этот сундук и сказал, что, если мне нужны эти подковы, я могу их взять. Шли годы, а я не знал, что с ними делать, пока однажды меня не пригласили на день рождения к уважаемому человеку, у которого есть практически всё. Дарить ему что-то, что имеет материальную ценность, было глупо. Тогда я достал из сундука одну старинную подкову, поместил ее в дубовую раму, обозначил своё авторство и подарил как художественное произведение. Именинник и все его приглашённые гости были в восторге от моего подарка — он получился стильным, красивым, имел символический смысл и кроме всего прочего был авторским. Вот с тех пор процесс изготовления изделий идёт у меня в мастерской регулярно во всех направлениях с увеличением разнообразия выбранных тем.
- Вдохновение вдохновением, а что мешает работать?
— Вдохновение приходит к тем, кто увлечён своим делом, своей идеей, проектом. Бесполезно лежать на диване и ждать прилёта музы, если отсутствует интерес к делу или решению задач. Именно цель поддерживает во мне активность и делает жизнь осмысленной и ярко. Её достижение связываю с постоянным саморазвитием. С внутренней перестройкой, с овладением новыми навыками, приёмами, формами, новой сферой деятельности. Ничто и никто мне не мешает, а вдохновение вполне достижимо каждым творческим человеком и не является даром особых личностей.
- Самая необычная похвала твоей работе?
— Много красивых слов и восторженных похвал было сказано в адрес меня и моих работ за долгие годы изготовления подарочной продукции. Особенно это часто можно было услышать на многочисленных выставках, где люди первый раз видят мои изделия. Но после высказывания одного посетителя выставки, я почувствовал гордость и нужность в этом мире -надо же из старых вещей сделать такие оригинальные картины, когда все выкидывают этот хлам в мусор, вы создаёте удивительные по красоте и содержанию произведения, наполняя их историей и философией.
- Часто используешь образ подковы. А как подкова должна размещаться в квартире?
— Поверье, что подкова приносит счастье, возникло в далёком прошлом у многих народов. В те времена подковы изготавливались из очень дорогого материала, и он был доступен немногим, а хозяева конюшен были только обеспеченные люди. Поэтому, если человек находило такую вещь, он сравнивал ее с роскошью и благополучием. Это приносило ему огромное везение и солидную обеспеченность. Если вешать подкову «рожками вниз», то подвешенный таким способом оберег на входе в жилище защитит вашу семью от злобных сил, уменьшит ссоры и скандалы, не пустит в дом негативную энергетику, которая стекая по рожкам, не задержится и уйдёт в землю.
В доме же подкову всегда вешали «рожками вверх», этим призывая в дом удачу. «Рожки вверх» притягивают и накапливают в семье везение, счастье и успех, хорошие события и материальное благосостояние, это олицетворение символа полной чаши. Я все подковы в своих изделиях размещаю рожками верх — на счастье!
- А чем на твой взгляд творческий человек вообще отличается от других людей?
— Творческие личности это мечтатели, которые многое замечают, видят возможности повсюду и впитывают информацию, которая становится пищей для их творческого самовыражения. Они рискуют, наблюдают за явлениями, событиями и людьми. У них повышенная чувствительность и восприимчивость к художественной красоте. Творческие личности соединяют точки и людей. Стив Джобс говорил, что творчество это объединение вещей. Когда вы спрашиваете творческих людей, как они это сделали, они чувствуют себя немного неловко, потому что в действительности они этого не делали… Возможно им нашептали небеса, а они просто что-то разглядели, соединили со своим опытом и синтезировали новые вещи. И это показали людям, тем самым соединяя и их тоже.
- Какая последняя прочитанная тобой книга и твои впечатления о ней?
— «БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ» авторства Поспелова Глеба Геннадьевича. Книга посвящена началу десятых годов XX столетия. Это время, когда живописцы М. Ларионов, Н. Гончарова, В. Бурлюк, В. Кандинский, П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, И. Машков, Р. Фальк и другие устраивали выставки «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мишень», вызывавшие оживлённые споры. Московская живопись 1910-х годов повлияла на дальнейшее формирование искусства авангарда. Автор подробно рассматривает истоки творчества упомянутых художников и анализирует их место в русской живописи. Весьма познавательная антикварная книга для увлекающихся русской живописью и искусством.
- И последний вопрос… Ты счастлив?
— Счастлив, когда я двигаюсь к поставленной цели. А когда дорога заканчивается и цель достигнута, то появляется следующая задача, которая труднее и интереснее, в этот момент острее понимаю, что пока дышу, мыслю и иду – я живу! Жить, творить и любить – это огромная радость. Пусть даже жизнь и складывается из крохотных мгновений счастья. Да, я счастливый человек!
А что о творческих изысканиях Владимира говорят искусствоведы и организаторы выставок и вернисажей?
«Искусство есть одно из средств единения людей.»
Лев Толстой
С Владимиром Рыжковым мы знакомы более 15 лет. Все эти годы он изготавливает эксклюзивные подарочные изделия обширной тематики к разным знаменательным датам. Декоративно-прикладное искусство, а Владимир творит именно в этом жанре – неотъемлемая и существенная часть культуры нашего народа, его истории, его традиций. Соединяя людей и времена, на протяжении нашего многолетнего сотрудничества Владимир неоднократно участвовал в многочисленных областных художественных выставках. Его работы пользуются большим интересом у посетителей ведь у Рыжкова как мастера своя неповторимая техника изготовления, которая постоянно им совершенствуется. И конечно самому Владимиру я искренне хочу пожелать больше оптимизма и реализации творческих планов.
«Искусство, как и жизнь, слабым не по плечу.»
Александр Блок
О Владимире Рыжкове и его творчестве я могу говорить долго. Ведь, по сути, весь 21 век мастер Владимир Рыжков активно сотрудничал с Творческой Ассоциацией «Пир Духа». Его работы вне всякого сомнения вызывают подлинный интерес и искреннее уважение у людей и по праву занимают достойные места у коллекционеров не только Самары, не только России, но также их уже можно встретить в разных странах мира.
Использование Владимиром в работах уникальных вещей, начиная с 16 века, где мастера прошлых лет преуспели в создании впечатляющих изделий, связующей нитью времён придают современным работам должную позитивную энергетику, по сути, они сами являются Артефактами. Горжусь тем, что дружу с Владимиром много лет. Отношусь с огромным уважением к его творчеству, поискам новых решений, с большим удовольствием дарю друзьям картины, сделанные руками Мастера Владимира Рыжкова.
Ну и отдельной строкой – это подкова (символ удачи и счастья), разработанная Владимиром с подачи и совместно с Творческой Ассоциацией «Пир Духа». Отражение в подкове сути мироздания, добавляет мистицизма и, в общем- то выгодно выделяет её среди прочих работ Владимира Рыжкова. Горжусь тем, что я лично принял участие в разработке её дизайна и тем, что подобные бесценные подарки есть у столь известных и замечательных людей, таких как Александр Розенбаум, Михаил Шуфутинский, Михаил Дегтярёв, Ольга Гальцова, Григорий Файн, Ник Винцкевич, Евгения Биктимирова и многих других.
С уважением. Президент Творческой Ассоциацией «Пир Духа» Леонид Боярский
Вот такой интересный человек Владимир Рыжков и его счастливая подкова.
Вы не видели её?
Так вот же она!
Скачайте файл.
Распечатайте на принтере.
Повесьте над рабочим столом и счастье с удачей мимо вас не пролетят!
А можете смело заказать подарок себе или близким друзьям!
https://www.instagram.com/vip_podarok_samara