«Гитарная поэзия» Владимир Фрумкин

Петушки ,1967, с Юлием Кимом

Попытаюсь ответить. Для меня «авторская песня» — это «гитарная поэзия». Ценю в ней более всего весомость и точность поэтического слова. Независимость взгляда на жизнь. Обращённость к образованному слою общества. В СССР она была важной частью «второй», альтернативной культуры и отчётливо выделялась на фоне разрешённой, официальной поэзии и песни. В постсоветское время она свою самобытность в значительной степени утратила. Новый расцвет бардовской песни может возникнуть в результате ухудшения, ужесточения политического климата в стране. Тогда возродится прежний, осознанный или неосознанный, стимул – противостояние официальной идеологии, цензуре, навязываемой сверху культуре, манере речи, тону, интонации.
Но (как я сказал однажды в беседе с писателем П. Межирицким, опубликованной в книжке «Певцы и вожди») есть и другой путь сохранения в обществе этой интеллектуально-эстетической отдушины, индивидуализированной и умной «поющейся поэзии». Путь, сходный с тем, каким давно идут свободные цивилизованные общества, в частности Франция с ее блестящей плеядой поющих поэтов. Там «омузыкаленный стих» тоже ведь возникает от противостояния — но не жёсткому режиму, а китчу, попсе, стандартизованной массовой культуре. А ведь нынешняя российская «попса» сто очков вперёд даст европейской или американской по убогости мысли и вкуса, по примитивности слов и музыки! Вот вам и новое назначение для авторов «литературной песни» — продолжить среди этого безумного потока струйку умной песенной культуры.
От души желаю Вам, чтобы осуществился не первый, а второй путь…

Владимир Фрумкин
(г. Вашингтон, США, музыковед, журналист)